маленькая Сызрань - Новости

https://www.syzran-small.ru/news-89044
Распечатать

Железнодорожники празднуют сегодня событие, изменившее жизнь Сызрани

Сегодня железнодорожники отмечают 150-летие Куйбышевской железной дороги: история магистрали началась в октябре 1874 года с первых поездов между Моршанском и Сызранью. На линии были задействованы 42 паровоза, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Сегодняшний юбилей - из тех событий, которые в старину отмечались неделю. О том, насколько изменило жизнь Сызрани это событие, превратив город в Город, написала талантливый сызранский краевед Сергей Зацаринный (Krymza). «...Не было в истории Сызрани события более важного и судьбоносного. Именно с приходом железной дороги началась новая история города. Новая эпоха», - пишет автор и напоминает, что из себя представлял «медвежий угол Сызран» (впоследствии переименованный в Сызрань).


«Чем был Сызран в предыдущие два столетия? Медвежьим углом на задворках захолустной Симбирской губернии. Раскольничьим гнездом, где вольготно чувствовали себя все, кто старался держаться подальше от власти. Население жило больше волжскими промыслами, что порождало нехватку рабочих рук, былая торговля скотом захирела после ухода калмыков, выручало лишь обилие проса, из которого делали знаменитое пшено, ставшее даже брендом. Сызранское. Самым крупным предприятием была водяная мельница на Сызранке. 

Даже городовое училище, открытое по указу Екатерины II закрыли через 12 лет при самом деятельном участии местного сообщества. Моршанско-Сызранская железная дорога, открытая 150 лет назад вывела Сызран на самые первые рубежи новой жизни», - напомнил историк и краевед.

Раньше в Москву добирались околицей. Пока в наших краях не пустили железную дорогу.



«Это была великая эпоха. Большая игра, в результате которой многие былые центры захирели, оказавшись на обочине, зато бывшие медвежьи углы стали стремительно развиваться. Среди них и Сызрань, - пишет автор. - Строительство железных дорог решало судьбы городов, сотен тысяч людей и, миллионных капиталов. В числе проигравших оказалась сама Казань. С трудом наверставшая упущенное только через четверть века.
Обсуждение направления сызранской железной дороги стало предметом самой жестокой борьбы интересов, сопровождавшейся «битвой перьев», в которой приняли участие и знаменитый сызранский городской голова Алексей Леднёв, и не менее знаменитый писатель Мельников-Печерский. Победили тамбовские. Оттуда и пришла дорога. А с ней образованные люди, специалисты. Инженеры, телеграфисты, машинисты, слесаря, механики. Они принесли с собой новую культуру, новые потребности.

В Сызрани сразу появились гимназия, реальное училище, библиотека, водопровод, уличное освещение.

Строительство недалеко от бывшей переправы крупнейшего в Европе железнодорожного моста резко усилило эти процессы. Скоро в город пришла ещё одна железная дорога Московско-Казанская, братья Нобели построили нефтебазу для бакинской нефти. Именно это открыло начало эпохе больших паровых мельниц, перерабатывающих высококачественное заволжское зерно, не находившее сбыта до строительства железной дороги и моста. Это вошло в экономическую историю под названием «белотурковый бум». По названию сорта пшеницы, из которой производили знаменитую крупчатку.



Железная дорога стала причиной того, что уже позднее в годы Великой Отечественной именно в Сызрань были эвакуированы многие важнейшие предприятия, ставшие потом основой местной экономики. Но это уже другая история», - пишет краевед.

Отметим, что сегодня руководство Куйбышевской железной дороги и правительство Самарской области заключили соглашение о сотрудничестве. Судя по пресс-релизу, соглашение предусматривает множество полезных для региона начинаний, вот только о Сызрани в релизе не сказано. Редакция портала маленькая Сызрань направляет запрос руководству Куйбышевской ЖД, чтобы выяснить намерения железнодорожников относительно нашего города.




маленькая Сызрань | 25.10.2024 20:36