Парусный спорт
Яхтенный спорт не имеет возрастных ограничений. Чемпионом можно стать как в десять лет на полутораметровом «Оптимисте», так и в солидные годы, управляя крупной яхтой с многочисленным экипажем. И в любом возрасте ветер, волны, течение будут одинаково испытывать яхтсмена на умение управлять парусом и лодкой, ориентироваться в особенностях акваторий, бороться с соперником и просто преодолевать все трудности, встающие на пути. Кроме того, чтобы подготовить яхту к выходу, нужно владеть столярным мастерством, иметь навыки маляра, уметь обращаться с такелажным и слесарным инструментом. Поэтому трудно переоценить значение парусного спорта как хорошей школы начальной морской подготовки и воспитания таких черт характера, как смелость, решительность, находчивость, инициатива и воля к победе. Плавание на парусных судах становится все более доступным и привлекательным.
Участники акции «Чистый берег» – экипаж под командованием Дмитрия Назарова, 2006 г.
| Экипаж яхты «Каприз» – чемпион России 2005 г. Капитан – В. М. Артемьев.
|
Это одновременно развлечение, высокотехничный и зрелищный вид спорта. спортом, которые проходят по адресам:
Яхт-клуб «Юность» (ОАО «Пластик»), тел. 92-71-41;
Яхт-клуб «Парус» (ОАО «Тяжмаш»), тел. 37-03-41;
ДК «Пластик», тел. 34-43-87.
«Морской клуб» (ДТДиМ), тел. 33-05-21;
ООО «Гранит», ул. Дальневосточная, тел. 37-33-38;
«Морской клуб», ул. Река Воложка, 1,тел. 33-40-71.
Спортивная Сызрань: справочно-информационное издание
Управление
физической культуры и спорта администрации городского округа Сызрань.
ООО «Рекламное агентство «Спектр». – Сызрань, 2007.
История парусного спортаСвое развитие парусный спорт получил в тех странах, где им было удобно заниматься исходя из географического положения. Поначалу яхтинг стал популярен на территории Голландии, а по истечению некоторого времени – возле английских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимающихся парусным спортом. Первые упоминания в летописях о гонках на парусных яхтах датируются 1662 годом. Уже через столетие начали открываться яхт-клубы. Первый из них появился в Англии. С течением времени подобные клубы распространились по территории всей Европы. Постепенно яхтинг перекочевал в Америку и позже в Россию.
Первый международный союз парусного спорта был основан в 1907 году, который с 1996 года изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяет порядка 115 национальных федераций. На территории России яхтинг получил распространение благодаря реформам Петра I. Следующим этапом развития яхтинга в России можно считать 1846 год, так как в этом году царь Николай I издает указ об учреждении Императорского cанкт-петербургского яхт-клуба, который был создан в соответствии со всеми европейскими стандартами. В марте 1912 г. шестью петербургскими яхт-клубами был создан Российский парусный гоночный союз (РПГС).
В пятидесятых годах прошлого века первые яхтсмены группировались на водной станции ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту). Кроме обязательных в программе морского многоборья судов – военно-морских ялов (ЯЛ-4, ЯЛ-6), в ту давнюю пору в Сызрани появилось несколько швертботов класса «М» – национальный класс яхт с подъемным швертом.
Слева направо: Егольников А.(МС), Денисов А. (КМС), Румянцев Г. (МС)
Однако, «чистый парус» в системе ДОСААФ не прижился, и к началу 1960-х от этой попытки не осталось ни лодок, ни воспоминаний. Редкие паруса мелькали над Волгой только во время парусных гонок на ялах, да еще редких прогулок- тренировок отдельных энтузиастов. С этих энтузиастов все и началось.
К 1970-1971 гг. они составляли костяк сильнейшей в городе команды по морскому многоборью и гонках на парусных ялах. К тому времени большинство из них были студентами Сызранского филиала Куйбышевского политехнического института, на базе которого, при поддержке директора института Г. Майорского, в 1972-1973 годах была создана секция парусного спорта. Областной совет студенческого спортивного общества безвозмездно передал в Сызрань несколько яхт и швертботов (две «М-ки», «Летучий голландец», «Финн» и две яхты «Звездного класса»). Приютил студентов на городской спасательной станции тогдашний начальник Н. Королев. А вскоре на студентов- энтузиастов обратил внимание заместитель председателя Сызранского горисполкома Сергей Васильевич Урядников. Появилась первая финансовая поддержка. Но для настоящего развития этого вида спорта требовался, т.н. «генеральный спонсор». В конце 1974-го года в горисполкоме состоялась встреча С. В. Урядникова с заместителем генерального директора завода «Сызраньсельмаш» Автаевым Вячеславом Васильевичем. Эта встреча определила базовое предприятие для финансирования первых серьезных шагов по развитию паруса и строительству яхт-клуба – завод «Сызраньсельмаш ». Строительство началось зимой 1974-1975 года. Одновременно были заказаны новые яхты и швертботы. Даже сейчас кажется фантастическим и невероятным тот огромный заказ, который позволил сразу и резко привлечь огромное количество занимающихся и сделать парусный спорт в Сызрани по-настоящему массовым. Простой перечень разом приобретенных лодок потрясает и сегодняшних специалистов: четырнадцать «Оптимистов », десять «Кадетов», десять «Финнов », две «470», две «420», крейсерские яхты. Эти средства были выделены заводом «Сызраньсельмаш». Образовался первый городской яхт-клуб, директором которого стал Поляков Юрий Николаевич, тренером – Татаринов Виктор Игоревич. Спортсмены группы: Александр Дроздов, Геннадий Румянцев, Владимир Родионов, Александр Семенов, Владимир Семенов, Александр Волченков, Александр Денисов, Александр Новиков, Алексей Кавказьев в разные годы становились победителями парусных регат. Большой вклад в развитие парусного спорта внесли: Д. Файнерман, А. Свечков, О. Миненко, А. Рожков, В. Крупеня, А. Дэйс, А. Меунаргия.
Чемпионат КЧФ, г. Севастополь, 1980г.
В центре – Татаринов В.И. – первый председатель федерации парусного спорта г. Сызрани.
Своего рода легендой парусного спорта, человеком, посвятившим всю жизнь яхтингу, сделавшим многое для его раз вития в родном городе, был Моров Павел Афанасьевич. В свободное время на крейсерских яхтах под руководством Морова П. А., Зазыкина В. П. и Волченкова А. Г. совершались дальние спортивные плавания, где наши спортсмены побеждали в парусных регатах всероссийского уровня. Заслуга П. А. Морова еще и в том, что он разнообразил досуг и привил нравственные ориентиры трудным подросткам, привлекая ребят, стоящих на учете в милиции, к занятиям парусным спортом. В сезоне 1975 года все имеющиеся у клуба яхты вышли на Волжские просторы, и Сызрань в одночасье ощутила себя одним из парусных центров страны. Почти сразу же появились и первые результаты. В конце 1975 года, как говорится, вдогонку за «Сельмашем» устремился и другой, весьма небедный по тем временам завод – Сызранский турбостроительный. Там тоже сложился костяк энтузиастов, который нашел поддержку в лице одного из руководителей завода, начальника информационно- вычислительного центра Кузьмина И. И. В 1976 году на базе завода был создан яхт-клуб «Парус», начальником которого был назначен Владимир Певзнер. Спортсмены клуба добивались неплохих результатов на городском уровне.
Уже в 1977 году в Сызрани появились первые кандидаты в мастера спорта, а вскоре и первые мастера спорта СССР. Два крупнейших в городе коллектива физкультуры стали культивировать и развивать яхтинг. Начались настоящие городские соревнования и регаты. Была создана федерация парусного спорта, которая играла заметную роль в организации учебно-тренировочного процесса, соревнований и регат, подготовке спортсменов высокого класса.
Одним из главных генераторов значимых событий парусного спорта был человек, фанатично увлеченный парусами, талантливый тренер – Виктор Татаринов. Свои тренерские способности он успешно реализовывал в двух сильнейших яхт-клубах города. Среди его воспитанников есть мастера спорта СССР, чемпионы и призеры соревнований разного ранга: Сергей Скутин, Андрей Егольников, Валерий Назаров, Роман Рафиков. Кроме того, многие яхтсмены, прошедшие парусную школу В. Татаринова, до сих пор сохранили любовь к парусам, по-прежнему строя яхты, участвуя в регатах и дальних спортивных плаваниях.
С 1985 года парусный спорт в Сызрани получает новый толчок в своем развитии с приходом на тренерскую работу Валерия Даутова, Валерия Назарова, Андрея Егольникова и Сергея Танникова. В яхт-клуб были закуплены новые суда, пошиты паруса, на лето организовывались детские спортивные лагеря. Тренерская работа по привлечению школьников в секции позволила сформировать сильные команды, в основном, в детско-юношеских классах яхт. И в каждой команде были свои лидеры – призеры и чемпионы регат различного уровня: Сергей Мякишев, Андрей Файнерман, Александр Кузьмин, Наталья Ишина, Алексей Захаров, Алексей Рябов. В это же время более взрослые яхстмены на крейсерской яхте в экипаже П. А. Морова совершили ряд дальних спортивных плаваний по Каспийскому и Черному морям.
В 1996 году произошло очередное обновление тренерского состава. На смену опытным пришли молодые, активные, способные тренеры: Сергей Мякишев, Александр Кузьмин, Герман Павлов. Новый набор ребят добивается неплохих результатов на областном уровне: Алексей Иванов, Роман Модьяров, Алексей Скопцов, Михаил Файнерман.
С 1998 года яхт-клуб «Юность» возглавляет старший тренер Назаров Валерий Николаевич. В связи с трудным финансовым положением «Сызрань-сельмаш», яхт-клуб передается под флаг завода «Пластик». При поддержке В. Ф. Симонова спортивная жизнь клуба делает огромный шаг в своем развитии. Спортсмены стали чаще выезжать на всероссийские соревнования: кубок Казанского кремля, кубок Волги (Ульяновск), Геленджикская парусная регата, кубок Нижней Волги (Саратов), первенства и чемпионаты области, кубки и чемпионаты России. Лучшими на данном этапе оказались спортсмены: Алена Панкратова, Виктор Атласов, Юрий Жорин, Татьяна Уткина, Антон Егольников, Роман Модьяров, Игорь Обручников, Рената Вахитова, Юрий Артемьев.
С 1999 по 2005 г. взрослая команда спортсменов показывала отличные результаты. На их счету победы в престижных регатах: кубок Волги (Ульяновск), кубок Нижней Волги (Саратов). В состав команды входили: Владимир Артемьев, Андрей Егольников, Сергей Мякишев, Герман Павлов, Александр Черненко, Алексей Захаров, Владимир Кучер. На базе завода ОАО «Пластик» в 2005 году была создана детская группа «Пластик- класс», для детей работников завода от 8 до 12 лет. В последние годы среди подростков проводились акции «Познай свой край», «Чистый берег», на которых спортсмены высаживались на берега Волги и убирали территорию, прилегающую к реке. Множество ребят из яхт-клубов Тольятти и Сызрани съезжаются на ежегодную молодежную игру «Последний герой». Игра включает в себя выезд на Молодецкий Курган – живописное место впадения Усы в Жигулевское море, где ребята пытаются самостоятельно выжить в условиях необитаемых островов: разбивают палатки, общаются, а также принимают участие в десятидневных парусных регатах.
Городские организации, такие как Дворец творчества детей и молодежи, под руководством Людмилы Долбиловой, оказывают неоценимую помощь и поддержку в пропаганде парусного спорта. На базе ДТДиМ открыт клуб, где дети центрального района могут заниматься морским делом, осваивая технику вязания узлов, изучая устройство яхт и основы ремонта спортивных судов своими силами. Сызранские спортсмены постоянно принимают участие в городском Фестивале здоровья, спорта и творчества, на который приглашаются именитые гости из городов – Самары, Тольятти, Саратова, Ульяновска, Электростали, Челябинска – сильные спортсмены парусного спорта, с которыми соревнуются сызранские клубы.
| 11.03.2006 05:00