Что изменится в школах с 1 сентября 2022 года?
В преддверии 1 сентября традиционно напомним о нескольких важных моментах, касающихся организации образовательного процесса в новом учебном году и не только.
1
В РФ отмечается рост заболеваемости COVID-19. И хотя по решению Минпросвещения России в образовательных организациях, подведомственных Министерству, с 22 августа 2022 года
введен ряд ограничительных мер (обязательное ношение масок, ограничение контактов между работниками, ограничение проведения совещаний в очной форме, сокращение количества посетителей, допускаемых в здание и на территорию образовательной организации, и некоторых другие), в Роспотребнадзоре рассчитывают, что вводить дополнительные противоэпидемические меры по COVID-19 в школах не потребуется.
2
Появятся новые традиции и новые занятия.
Как ранее заявлял Министр просвещения РФ, с 1 сентября традиция подъема флага и исполнения гимна будет внедрена во всех школах страны.
Стандарт церемониала уже
разработан. Церемония подъема (спуска) Государственного флага РФ будет еженедельной. При ее проведении администрация образовательной организации, при необходимости, сможет определять категорию участников церемонии самостоятельно (например, учащиеся одной параллели классов (групп). Классам (группам), не принимающим в ней участие, на первом учебном занятии (уроке) в день проведения церемонии в каждом классе рекомендуется исполнение краткой версии Государственного гимна РФ.
На закупку государственной символики для общеобразовательных организаций в России
выделили почти 1 млрд руб.
В рамках внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов, а также студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы среднего общего образования, в 2022/23 учебном году
планируется еженедельно проводить информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Также образовательным организациям
рекомендуется отводить 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) и 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Отметим, что на формировании функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности) сделан акцент и в обновленных ФГОС.
3
1 сентября 2022 года прекращается прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными
приказами Минобрнауки от 6 октября 2009 года № 373 и
от 1 декабря 2010 г. № 1897. Это предусмотрено обновленными ФГОС НОО и ОО.
На основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО ранее
обращало внимание Минпросвещения России. См. также
письмо Министерства от 8 августа 2022 г. № ТВ-1517/03.
К сведению: Минпросвещения России
планирует обновить федеральный перечень школьных учебников (соответствующий
проект был подготовлен в мае).
4
Создание и функционирование групп продленного дня будет осуществляться по уточненным правилам.
С 25 июля 2022 года ст. 66 Закона об образовании дополнена
новой частью, устанавливающей, что:
решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается образовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном уставом образовательной организации;в группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. В связи с этим Минпросвещения России в августе
обновило методические рекомендации по присмотру и уходу за школьниками в продленке. В частности, Министерство рекомендует предусматривать конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учетом
СанПиН 1.2.3685-21 и
СП 2.4.3648-20.
5
Уже
известен порядок проведения всероссийских проверочных работ осенью 2022 года. А вскоре должен появиться и перечень олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год (см.
проект ).
6
С 2022/23 учебного года
меняется подход к формированию тем итогового сочинения для 11-классников.
7
Школьникам в аттестаты по общему правилу снова будут ставить оценки по физкультуре.
Возможность выставления итоговой отметки «зачтено» по предмету «Физическая культура» останется только для выпускников относящихся к специальной медицинской группе для занятия физкультурой.
Такие изменения (а также некоторые иные) были
внесены в
Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов. Они вступят в силу 1 сентября 2022 года.
Отметим, что первые аттестаты об основном общем образовании с отметкой «зачтено» по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
появились в 2021 году.
Кроме того, с 1 сентября 2022 года
вводятся в действие новые образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложения к ним, и
порядок их заполнения, а с марта 2023 года –
новые образцы диплома о среднем профессиональном образовании (порядок заполнения пока еще
разрабатывается).
8
С 1 сентября 2022 года будет
установлено более четкое правовое регулирование гарантий обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
9
С нового учебного года сократится перечень заполняемой учителем документации.
Как
подчеркнули в Рособрнадзоре,
поправки в Закон об образовании, которые вступят в силу 1 сентября 2022 года, устанавливают, что учителя не обязаны больше готовить отчеты за пределами
перечня, утвержденного Минпросвещения. Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на иных административных работников.
Кроме того, в июле в Законе об образовании
появились положения, закрепляющие за образовательными организациями право применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, если иное не установлено названным законом.
10
Продолжится внедрение федеральной государственной информационный системы
Моя школа на территории субъектов РФ.
Как ранее сообщало на своем официальном сайте Минпросвещения России, единый доступ к материалам ФГИС заработает с 1 сентября 2022 года. В систему будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента с курсами, а также система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. В сообщении также отмечается, что тестирование функционала платформы уже проходит в 15 пилотных регионах.
11
В Законе о дополнительных гарантиях по соцподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, теперь
закреплено право перехода на бесплатное обучение для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам на платной основе и потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
С этой же даты вступил в силу ряд иных
поправок в упомянутый закон, направленных на предоставление дополнительной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов.
12
С 1 сентября 2022 года начнется реализация
программы «Профессионалитет», которая предполагает в том числе оптимизацию сроков обучения в колледжах, – до 2 лет для рабочих профессий и специальностей, до 3 лет для более технологичных (см. информацию на сайте Минпросвещения России).
| 01.09.2022 11:00