маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-4979
Распечатать

В зимнюю сызранскую стужу приятно погрузиться в «Город на Воде»



Лишь полгода назад Александр Горячев со своими товарищами дал возможность сызранцам и гостям города насладиться восточной сказкой, показав художественные произведения, написанные в путешествии по Индии. И вот - новый щедрый подарок: в галерее «Наследие» открылась выставка работ «Город на Воде». Она представлена нашим земляком вместе с пензенским художником Алексеем Каменевым.

На церемонии ее открытия был аншлаг! А все потому, что Горячев - и замечательный друг, и позитивный, солнечный человек, и живописец, отражающий светлые стороны нашего бытия. Таков и его закадычный друг Алексей Каменев, однокашник по Пензенскому художественному училищу им. К. А. Савицкого.

Александр Горячев не так давно переехал в Москву, но…

- Я никогда не стану москвичом!.. Однако в столице есть возможность постоянно соприкасаться с шедеврами великих мастеров. К примеру, в Пушкинском музее проходила выставка гениальных итальянцев - Тициана, Тинторетто, Веронезе. А учиться надо на классиках, - Александр как недавний преподаватель колледжа искусств и культуры им. О. Н. Носцовой тут же дает наставления юной аудитории.

Кстати, Горячев впервые увидел репродукцию картины Тициана «Венера перед зеркалом» в 10-летнем возрасте: мама подарила ему художественный журнал. Мальчик был потрясен! И эту свою первую любовь он сохранил на всю жизнь! После индийской саги спонтанно пришла идея пройтись по западному вектору, начав с античных Помпей и продолжив Вечным городом - Римом. Но судьба распорядилась иначе и привела товарищей в другой великий полис - Венецию. Алексей уже бывал там. В первый раз он изучал его как турист, писал наиболее знаковые места. Во второй уже со знанием дела подошел к отображению красот Венеции. А вот, приехав сюда в третий раз, растерялся: повторяться не хотелось, но что же теперь рассказать о городе на воде? Неделю гулял по его улочкам и размышлял. А потом пришло озарение - надо передать на холсте свои эмоции, настроение, любовь к месту, связанному с эпохой Высокого и Позднего Возрождения.

Приехали ребята в Венецию зимой, а световой день там в это время года тоже весьма короткий. Алексей делится своими впечатлениями с публикой: «Приходилось мобилизовываться, концентрироваться, чтобы успеть выполнить этюд за день. А потому начинался буквально взрыв эмоций, импрессионизм дополнялся еще и экспрессией. Некоторые работы дописывал уже дома».

Рассказ своего товарища продолжает Горячев: «А у меня другой подход - я могу писать только здесь и сейчас, мне надо тут же завершить работу. Ведь назавтра будет уже совершенно другой диалог с наступившим днем!.. Поездку эту мы посвятили великим классикам - Тициану и Тинторетто. Каждую базилику украшают творения этих гениальных мастеров. Мы ходили по тем же улочкам, что и они, только веками раньше. Писали те же виды, с тех же мосточков… Как будто мы с этими великими венецианцами стали добрыми соседями… Такое ощущение  непередаваемо! Причем - в доступе для всех, кто сюда приезжает. Это ко многому обязывает!»

Александр считает зиму идеальным сезоном для написания Венеции. На город опускаются красивые туманы, и его дома, храмы, каналы как бы витают в дымке, будто в аквариуме. И то, как художник передает эти цветовые отношения, - своеобразный тест на мастерство. Горячев по ходу своего искреннего эмоционального рассказа опять дает советы начинающим художникам - выбирать два-три тона. И в качестве примера тут же обращает внимание на полотно друга «Церковь Сан-Стае на Гранд-канале». Оно написано практически в двух тонах - сером и синем - и их оттенках. При этом надо стремиться к простоте, которой учила советская реалистическая школа.

После такой удачной творческой командировки Александр, наполненный мощной энергетикой эпохи Возрождения, с особым чувством окунулся в родные сызранские пейзажи и на основе полученного опыта стал писать неприхотливую Крымзу уже в другой цветоносности, чем это было раньше…

Некоторые наши соотечественники свысока сегодня смотрят на Европу и говорят, мол, обойдемся без нее! Россия - мощная, красивая, уникальная, есть на что посмотреть! Последнее утверждение поддерживаю. А вот с тем, что мы обойдемся без Европы, не согласна. Нам не следует «покупаться» на заявления и политику власть имущих - у них свои интересы. Но разве кто-то будет спорить с тем, что Россия - часть европейской цивилизации? И эту позицию нам нельзя сдавать ни в коем случае! Постижение великого европейского искусства - огромное благо для россиян.

Своей солнечностью, душевной щедростью, теплотой сердец делились с окружающими Александр Горячев и Алексей Каменев. И залы галереи «Наследие» превратились в островок счастья. Искупаться в нем может каждый. Надо лишь прийти на ул. Ульяновскую, 2б и войти в диалог с талантливыми творениями наших современников.

Елена МОЧАЛОВА
Волжские вести


| 02.02.2019 16:18