маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-890
Распечатать

Молдавка: есть ли выход из котлована прошлого?



Люди со слабо развитой фантазией напридумывали себе машины времени, чтобы с помощью этик «телег» передвигаться по историческим эпохам. Но взгляните: прошлое великолепненько уживается с настоящим и находится в реале под самым нашим носом. Доказать? Да пожалуйста! Достаточно пересечь улицу Рабочая, завернуть за современные «маркеты» под именами «Усадьба» и «Тройка», дабы окунуться, говоря словами небезызвестного литературного и киногероя, в эпоху «доисторического материализма». Здесь, в котловане, между Крымзой и железнодорожной линией, по какому-то архитектурному недоразумению застряла Молдавка.

Застроенная когда-то самовольно и хаотично, без всякой архитектурной планировки, она изначально страдала от избытка грунтовых и паводковых вод. Но вот уж переселились на Фомки тогдашние самовольные застройщики, все нынешние домовладельцы имеют на свою частную собственность надлежащие документы, а давние беды Молдавки не изжиты. B социальном же плане в данный момент этот район представляет из себя этакую деревеньку, но, как ни парадоксально, географически располагается в самом центре Сызрани.


ИМИДЖ - ВСЁ?

Так сложилось, что Молдавка имеет репутацию бедняцкого района. Причем как в благие советские десятилетия, так и в годы вторичного построения капитализма. Всегда здесь дома были дешевле, а быт - проще некуда. И селились здесь, соответственно, люди с небольшими доходами.

Говорят, свое название местечко получило благодаря неизбалованным жизнью переселенцам из Молдавии. Здесь и за последние два десятилетия прибавилось много приезжих - понаехал люд с «северов», где оскудели заработки, появились и свежие национальные «вкрапления» - армян, например.


АВТОБУСОВ НЕТ И НЕ БУДЕТ?

Из цивилизации быта в Молдавке присутствует разве что природный газ (у кого нашлись деньги на подключение). Сложнее с водой - не на всех улицах есть даже колонки, а тем более - техническая возможность провести ее в дом. Большим событием для жителей стали ямочный ремонт дороги по ул. Кузнечная и ощебенение Овражной.

Единственным украшением социальной инфраструктуры в Молдавке является магазинчик типа сельпо.

Серьезным недостатком района, где проживает 60 инвалидов, а каждый пятый - пенсионер, стало отсутствие аптечного пункта, отделения связи. Добраться к родному КТОСу, что располагается в пер. Достоевского, тоже не у каждого здоровья хватит.

На фоне местного бездорожья и отсутствия пассажирского транспортного сообщения с центром города это приобретает размах беды. Вроде бы, до магазинной и аптечной цивилизации рукой подать... Только две большие разницы: передвигаться по пересеченной местности в двадцать и - в восемьдесят лет!

Нина ЛОБЗЕНКОВА переехала сюда из Мурманска:

- Знакомые, у которых в Молдавке жили родственники, расписывали: здесь красиво, речка недалеко! Тогда, 20 лет назад, Волга и впрямь казалась близкой. Но вот в 2007-ом я перенесла инсульт... Да и без него, рассудите, что значит для пожилого или больного человека подняться в гору и дойти до аптеки, поликлиники?

Вопрос: а в чем, собственно, проблема? Пустили же «газельки» по Хитрому поселку, связав транспортной пуповиной район с остальной Сызранью? В Молдавке проживает ничуть не меньше - около двух тысяч народу. Почему же для «безлошадных» «молдаван» в 21 веке столь актуальной остается задача - выбраться «в город»?

Депутат городской Думы Николай АЛЕКСАНИН уверен:

- Пустить автобус можно. Например, по - улицам Взвозная, Огородная и - на Промышленный рынок. Но нужен мост через Крымзу. Проблема технически разрешимая...

Только, судя по развитию событий, до благополучной развязки этой «технически разрешимой проблемы» доживет не каждый нынешний житель Молдавки! Из ответа администрации г.о. Сызрань местному активисту Герману Лобзенкову: «...без проведения реконструкции дорожного полотна открытие пассажирского движения ... невозможно. Бюджет 2009 года в настоящее время сформирован, и включить в план капитального ремонта данный объект не представляется возможным».

Согласно этому же документу, проектирование и строительство пешеходно-транспортного моста через р. Крымза отодвинуто на 2012-2015 годы. Значит ли это, что Молдавка останется вне пассажирского транспортного сообщения еще на долгие годы?


УТОПАЮТ В ЗЕЛЕНИ... И СВАЛКАХ

Любовь Михайловна с улицы Связи живет в этом районе с 1951 года:

- Маленькой я думала, что здесь виноград должен расти! Как в Молдавии! Теперь в небольших огородиках (две сотки у дома - обычное дело!) и впрямь многие выращивают виноград, который в нашем климате перестал быть экзотикой.

Ольга ЮРКИНА с улицы Болотникова (она преподает в школе N7) сроднилась с Молдавкой с пяти лет и не перестает ценить красоты здешнего местечка:

- Летом тут чудесно. Огороды сады, много зелени. Когда еще Крымза была рекой с ухоженными берегами, а не грязной лужей, в ней купались, рыбу удили и даже стирали белье...

В то, что это не сказка, но быль, верится с трудом. Своими глазами видели, что подходы к Крымзе ныне завалены мусором. Нехило, учитывая, что береговую свалку убирали только-только, в 2008 году, на средства области.

Под лестницей, что ведет из Молдавки к школе N7, громоздятся груды мусора. Будем честны: основная доля хлама - именно бытовые отходы. Думаете, их сваливают под эту лестницу и на берег Крымзы жители Монгоры или поселка Композиторов? Помилуйте: только 293 «молдавских» домовладельца (а это лишь 15 процентов) заключили на 2009 год договоры с «Экопромом» на вывоз ТБО!


БЕЗ РЕЗИНОВЫХ САПОГ - И ПРЕЗИДЕНТА НЕ ВЫБРАТЬ!

Именно в такой обувке щеголяла по Молдавке милиция на прошлых выборах Президента России, а также все пришлые господа-товарищи, обеспечивающие сей демократический процесс. А как иначе по данному рельефу местности с его спецификой разноуровневых улиц передвигаться?

Людмила Владимировна с Краевой объясняет:


- Как только весна, так нашу улицу топит, все течет к нам во двор. Вот немного - и доски будем стелить.

Затопленные погреба, дома, улицы - обыкновенное дело в здешней котловине. Не имеет смысла уже рассуждать о том, что близость грунтовых вод в принципе делала этот район непригодным для жилого строительства. Понятно же: теперь Молдавку с этого места не сковырнуть.

Грунтовые и паводковые воды десятилетиями затапливают улицы Водопроводная, Болотникова, Огородная, Овражная, часть Взвозной...

Какова цена вопроса? Сколько стоит светлое будущее Молдавки? Кабы знать... Разные лица перспективу окончательно даровать району сухую жизнь оценивали в суммы от 5 до ... 500 миллионов! Затраты на проект, разработку сметной документации, бурение и собственно прокладку дренажной системы... Навскидку, миллионов эдак в десяток обозначали и стоимость «крымзенского вопроса» (очистка, берегоукрепление). Ну а во сколько встанет головоломка с пассажирским транспортным сообщением, никто и не брался считать.

Поскольку не только Молдавка, но значительная часть Сызрани страдают от грунтовых вод, наверное, есть смысл разрабатывать целевую программу, для реализации которой «отжимать» деньги из областного и федерального бюджетов. Ясно же, что в решение стратегических вопросов бытия нужны серьезные капитальные вложения.

Но, похоже, никто у нас не берется всерьез размышлять об этом. На крик души местных жителей о необходимости вытащить Молдавку из временной ямы прошлого, построить, наконец, здесь аптеку, офис врача общей практики, торговые павильоны городские чиновники без зазрения совести отвечают: «Район вашего проживания не относится к числу отдаленных и находится в центральной части города».

Понимать ли это в том смысле, что Молдавке гарантирована прежняя доля - жить в параллельном измерении, сохраняя порядком поднадоевшие нормы бытия?

Ольга Чугай
ВВС №12
21 марта 2009

| 24.03.2009 22:16