Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Образование

Александр Асанов: Всегда говорю курсантам: лётчик учится всю жизнь



История легендарного вуза ведёт свой отсчёт с 1940 года, когда была сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов. В годы Великой Отечественной войны здесь успешно готовили боевых планеристов. Шесть выпускников – участников войны удостоены звания Героя Советского Союза. Впоследствии училище занималось подготовкой лётчиков самолётов Ли-2, а с осени 1952 года приступило к освоению принципиально новой авиационной техники – вертолёта. Последовательно курсантов обуча­ли на Ми-4, Ми-1, Ми-8Т, Ми-2, Ми-24, Ка-27 и «Ансат-У». За время существования в стенах вуза подготовлено около 20 тысяч военных лётчиков, среди которых Герои Советского Союза, Герои России и Герои Социалистического Труда, многие удостоены боевых наград и почётных званий.

Выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, воспитанные на боевых традициях старших поколений, неизменно показывают себя профессионалами высокого класса, с честью выполняя поставленные перед ними задачи. Так было при спасении людей во время стихийных бедствий, при обеспечении поиска и эвакуации космических аппаратов, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ни один вооружённый конфликт не обходится без выпускников СВВАУЛ, которые не раз проявляли мужество и героизм, рискуя жизнью ради мира на земле – будь то огненное небо Афганистана, Северного Кавказа или Сирии. Дважды оказываясь на грани расформирования, училище выстояло и продолжает работать на благо Отечества.

Сегодня училище – филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в городе Сызрани. Это единственный военный вуз, обучающий вертолётчиков для Вооружённых Сил России и других силовых структур страны. О жизни и достижениях, нюансах и трудностях подготовки лётчиков для армейской авиации корреспонденту «Красной звезды» рассказал начальник филиала полковник Александр АСАНОВ.

– Александр Александрович, чем готовы привлечь ребят, мечтающих стать лётчиками? Каковы ожидания от набора?

– Уникальность вуза в том, что профессия вертолётчика более востребована в жизни, ведь мы эксплуатируем схожие со всей авиацией типы техники. Другим выпускникам нужно переучиваться, а наши курсанты проходят через вертолёт Ми-8, эксплуатирующийся везде. В небе количество летательных аппаратов, именуемых вертолётами, несоизмеримо больше, чем самолётов, задачи они выполняют повсюду. Вертолёт менее устойчив в воздушном пространстве, потому техника его пилотирования более требовательная, особенно к координации. Мы готовим лётчиков по пяти специальностям, но по четырём из них обучаются иностранные военнослужащие из 41 государства. И только по одной – наши курсанты. Представленная география широка – есть ребята из всех субъектов Российской Федерации, а также дети офицеров, проходящих военную службу на базах за рубежами нашей страны.

Во время набора 2018 года мы ожидаем конкурса не менее четырёх человек на место. Год назад мы достигли цифры 3,8 человека на место. В Сызрани на конец февраля военкомат уже отобрал около 180 кандидатов во все вузы Мин­обороны, из них 67 человек – к нам. Остальные не проходят по высоким медицинским критериям. С другой стороны, интерес есть, чему способствует военно-патриотическое воспитание молодёжи. У нас требуются результаты ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и физике. Мы провели большую агитационную работу, причём приглашали во все вузы Воздушно-космических сил.

– Качественная подготовка специалистов невозможна без современной учебно-материальной базы. Чем в этом смысле гордится филиал?

– Мы располагаем хорошими тренажёрами для обучения курсантов навыкам управления вертолётами Ми-8 и Ми-24. Также в вузе есть достойный компьютерный класс для изучения вертолёта «Ансат-У». Большой плюс в том, что на сегодняшний день у нас нет никаких проблем с авиационной техникой. Мы готовим лётчиков. И здорово, что не возникает трудностей в том, чтобы научить курсанта летать. Это касается и вертолётов первоначального обучения, и вертолётов Ми-8 и Ми-24, на которых летают курсанты 4-х и 5-х курсов. Считаю, в том и состоит наша уникальность, это наш козырь.

– Вы прошли все ступени в военной авиации – от курсанта до начальника вуза. Как используете свой опыт в деле подготовки военных лётчиков? Как в образовательном процессе учитываются события в Сирии?

– Не скрою, мне в этом плане легко, так как я прошёл все должности в армейской авиации вплоть до командира вертолётного полка. Мне хорошо знакома работа лётчика-инструктора, потому что я сам занимался вывозной программой. Поверьте, это ни с чем не сравнимое чувство, когда ты видишь прогресс курсантов, которых учишь летать. Перед выпуском, когда они «висят» самостоятельно, ты смотришь на них и понимаешь, что нужно волноваться и даже осторожничать, но такого чувства не возникает, так как знаешь, что они научились летать и делают это хорошо. Главное – желание. Если у курсанта есть желание, то нет никаких преград. Я всегда им говорю: лётчик учится всю жизнь. С каждым полётом приобретает что-то новое, несмотря на чины и звания. Ещё мы требуем, чтобы курсанты обязательно наблюдали за полётами своих товарищей. Они в это время должны представлять, как бы сами действовали в подобной ситуации, так как со стороны хорошо видны допущенные ошибки, любые отклонения. Это даёт ощутимый эффект. Все курсанты выполняют самостоятельные полёты, без инструктора. Подсознательно понимаешь, что инструктор поможет, но если рядом сидит такой же курсант, как ты, то всё проходит совершенно иначе. Это уже полноценный экипаж, который обговаривает все детали и нюансы, делится имеющимися трудностями. Понимаю, какие это степень ответственности, нагрузка и напряжение массы усилий.

Что касается применения в образовательном процессе опыта боевых действий в Сирии, то ряд офицеров прошёл стажировку в САР на различных должностях. Конечно, мы используем их знания в деле подготовки военных лётчиков. У нас создано методическое пособие по обобщению опыта применения армейской авиации, оно регулярно используется на кафедрах тактики, вертолётовождения и боевого применения авиационного вооружения. Большое подспорье в том, что многие лётчики нашей учебной авиационной базы прошли столь ценную стажировку. Постоянно общаемся с ними, обсуждаем нюансы, так как организация боевых действий в Сирии уникальна. Там много действительно интересных особенностей, сочетающих в себе практику применения армейской авиации в конфликтах на Северном Кавказе и в Афганистане. Мне нравится высокий уровень обеспечения боевых действий авиации. Мы не можем говорить открыто о том, как работают в САР наши экипажи, но наработки по применению управляемого ракетного вооружения (а сейчас есть совершенно другие, нежели раньше, ракеты, другие их дальности и прицельно-навигационные и бортовые системы) нашим курсантам представляем в объёме, определяемом квалификационными требованиями. По приходе в полки они вспомнят все эти занятия, где многое им разложили по полочкам. Там им объяснят всё с другой стороны, а полученный у нас багаж знаний поможет их систематизировать.

– Каков научный потенциал вуза? Есть ли трудности с его обеспечением на требуемом уровне?

– Филиал соответствует требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям. У нас сегодня трудятся 4 доктора и 45 кандидатов наук, а с учётом приравненных к ним – 79 учёных. В 2020 году планируем выйти на достойный показатель научного потенциала – 78,9 процента. Ещё 21 преподаватель работает над диссертациями на соискание учёной степени кандидата наук. Также в филиале под руководством опытных педагогов действуют две военно-научные школы: «Лётная эксплуатация и обеспечение безопасности полётов боевых авиационных комплексов» и «Трансформация дискурса войны в современном социокультурном пространстве». Существует проблема маленького города: всего в Сызрани есть четыре доктора наук, и все они работают у нас. На большее рассчитывать, к сожалению, сложно. Тем не менее нет трудностей с соответствием аккредитационным показателям. Мы в полной мере выдаём учебную нагрузку. На данный момент достигли хорошего уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава – выше среднего по региону. Большой плюс в том, что у нас на кафедрах нет людей со стороны, все преподаватели прошли достойную практическую школу, имеют боевой опыт.

– Где курсанты проходят вой­сковые стажировки и практики? Хватает ли им практики в войсках, часов налёта?

– Почти во всех частях воздушных армий ВВС и ПВО трёх военных округов – Центрального, Западного и Восточного. Подавая заявки, мы обеспечиваем стажировку 60–80 обучаемых с каждого курса. В основном на вертолётах Ми-8 и Ми-24. Налёт они получают неплохой, потому что после выпуска, как правило, возвращаются в те же части на офицерские должности. Так что на стажировках части готовят лётчиков для себя. Реально с курсантами там занимаются. У них глаза горят! Мы же отправляем только самых достойных. Плюс в том, что благодаря такой организации образовательного процесса разгружается наш лётный состав. Требования по налёту – 50 часов. Из них 35 на личное совершенствование и 15 в качестве штурмана. Можно больше, для чего существует программа увеличения налёта.

– Как процесс перевооружения и модернизации ВС РФ сказывается на материально-техническом оснащении вуза?

– На сегодняшний день мы имеем 47 вертолётов типа «Ансат» и 26 вертолётов Ка-226. Это новая техника. Есть некоторые нюансы, связанные с нашей специализацией, но обеспеченность летательными аппаратами великолепная. На тех же «Ансатах» курсанты получают очень хорошие навыки. Когда мы вводили эту достойную машину в программу обучения, то даже удивились, насколько быстро и легко курсанты освоили оборудование кабины. Ждали, как же они начнут летать на других типах. К нашей радости, ложных навыков «Ансат» не вырабатывал. Курсанты без проблем осваивали технику пилотирования на вертолётах Ми-8 и Ми-24. Мы поняли, что «Ансат» – достойная замена вертолёту Ми-2. Скажу так: у нас учат пилотировать летательный аппарат, за границей же учат управлять компьютером, который управляет этим аппаратом.

– Расскажите о достижениях обучающихся в социальной, бытовой, спортивной, культурной и иных сферах.

– Недавно курсант нашего филиала занял первое место на спартакиаде среди курсантов вузов Мин­обороны по лёгкой атлетике, выиграв соревнование по прыжкам в длину. Там же нам досталась бронзовая медаль в толкании ядра. У нас здесь и танцуют, и поют. На уровне Самарской области занимаем первые места в игре КВН, в конкурсе солдатской песни «Виктория». Участвуем во всех конкурсах военного ведомства. Безусловно, у училища исторически сложились добрые отношения с городской администрацией, с различными организациями и учреждениями Сызрани и региона. Здесь непросто найти семью, судьба которой не была бы тесно связана с училищем.

– Как готовитесь встретить день образования училища?

– Специальных торжеств, как мы устраиваем в юбилеи, не готовим. Такого размаха – с авиационным шоу на аэродроме – не будет. Проведём торжественное построение, а также праздничное собрание. Конечно, в первую очередь мы чествуем ветеранов. Они наша гордость. Более того, в этом году выпуск состоится раньше обычного срока – 31 марта. Есть ритуал, когда накануне дня выпуска заслуженные преподаватели вручают лейтенантские погоны, а затем молодые офицеры возлагают цветы к памятникам на территории училища и рисуют звезду на вертолёте Ми-2, который стоит у нас на плацу. Церемония выпуска традиционно проводится на городской площади Ленина, где присутствуют не только родные и близкие выпускников, но и многие жители Сызрани. После вручения дипломов проходит торжественное собрание в Драматическом театре имени А.Н. Толстого, где начальник филиала характеризует каждого лейтенанта. Затем я провожу первое офицерское собрание, напутствуя выпускников, а родители остаются в зале и смотрят фильм об училище. Потом уже начинается неофициальная часть.

– Каковы ваши чаяния как начальника филиала?

– Идёт процесс обретения филиалом самостоятельности. За последний год начальнику филиала подчинили учебные авиационные базы, где проходят подготовку наши курсанты. Теперь мы сами увязываем теоретическую подготовку с практикой, которая проходит на этих авиабазах. Есть решение, что в ближайшем будущем училище станет самостоятельным. Мы работаем в этом направлении и рассчитываем успешно реализовать замысел. Также мы хотим и в дальнейшем получать новую технику, которой оснащаются войска. Это вертолёты Ми-8МТВ-5, Ми-8АМТШ,

Ми-8АМТШ-В. Тогда уровень подготовки вырастет ещё больше. Также нам хотелось бы сформировать ещё один полк на базе Пугачёвской комендатуры, чтобы в распоряжении вуза были силы трёх полноценных полков.


Андрей ДУДЕНКО
«Красная звезда»

22 Март 2018 10:00 /
6088 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.019 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: