Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода



Так может ли Сызрань быть прототипом Старгорода или Васюков? Аргументы в нашу пользу искали не только в книгах Ильфа и Петрова



В субботу, 3 сентября, в день празднования Дня города, в Спасской башне сызранского кремля собрались любители находить разгадки в загадках прошлого, несмотря на то, что они могут быть зашифрованы в художественной литературе, а не в пыльных архивах. А может быть, как раз из-за того, что разгадывать пришлось не документ, а сопоставлять настоящее с вымышленным, встреча прошла еще интереснее. А посетили ее многие - всем желающим не хватило приготовленных для гостей стульев, некоторым пришлось стоять. Интерес к встрече был нешуточный, ведь незадолго до этого сызранцам пообещали сенсацию - привести доказательства того, что книжные Васюки, а то и сам Старгород из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» списаны с нашей Сызрани.

Напоминаем для тех, кто не знал, что бессмертное произведение авторов было написано в 1927 году, а в августе 1925-го, и это достоверный факт, Илья Ильф был в Сызрани, ходил по ее улицам, отмечал своим репортерским оком особенности нашего старинного города. А в самом романе одного из персонажей авторы и вовсе забросили в Сызрань - в произведении настоящее название нашего города упоминается несколько раз.

Внимательный и дотошный читатель, к тому же - краевед - Сергей Спицын посчитал, что не может такого быть, чтобы наш колоритный город, в котором автор побывал незадолго до выхода романа, не смог ничем впечатлить литератора. И стал искать доказательства, что все может быть - что Васюки или Старгород списаны именно с Сызрани. И нашел довольно убедительные, против которых не поспоришь, так как это - достоверные факты. Во всяком случае, идея про знаменитый шахматный турнир запросто могла прийти Ильфу в голову как раз во время его пребывания в нашем городе.

Итак, обратимся к фактам, которые собрал воедино Сергей Спицын. Их он и привел в Спасской башне кремля во время субботней встречи, которую назвали «Детективная история или сызранский след Остапа Бендера». Организаторами мероприятия выступил Сызранский краеведческий музей, сотрудники которого довольно серьезно отнеслись к доводам Сергея Маркиановича относительно Сызрани-Васюков. С докладом по теме на этой встрече выступил младший научный сотрудник музея Никита Сущенко.

«Итак, в августе 1925-го Ильф прибыл в Сызрань в качестве корреспондента. Он тогда плавал по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани на тиражном теплоходе «Герцен», (в книге выведен как теплоход «Красин»), на котором проводился тираж IV крестьянского займа. Сохранились фото тех лет парохода «Герцен» на стоянке у пристани. И мы можем верить, а почему нет, что это фото было сделано в Сызрани. Ведь доказательств обратного тоже нет», - отметил Сергей Спицын в разговоре с корреспондентом портала маленькая Сызрань перед субботней встречей.

Как считает Сергей Маркианович, времени погулять по Сызрани у Ильфа было достаточно. В его обязанности входило по пути следования тиражного теплохода давать в редакциях газет в городах, где «Герцен» останавливался, объявление о проведении тиража. Так что, в Сызрани это, несомненно, была редакция газеты «Красный Октябрь».

«Редакция газеты находилась тогда рядом с местным музеем - они имели один и тот же телефонный номер. А в музее была выставлена вывезенная из графских и помещичьих усадеб мебель. В том числе и стулья Орловых-Давыдовых. Так вот, мои предположения таковы, что будучи человеком любознательным, Ильф побывал в музее, так как заходил в редакцию «Красного Октября», видел там стулья, узнал, кому они принадлежали, возможно, что и видел портрет местного предводителя дворянства, а он - копия Кисы Воробьянинова. Дальше Ильф вполне мог узнать, что в то время в нашем городе ежегодно проходили шахматные турниры, и очередной был как раз в августе 1925 года. Организатором этих турниров была редакция газеты. Так что, вполне возможно, что все эти факты: Илья в редакции, турнир в Сызрани, который проводила редакция, сеанс одновременной игры Остапа Бендера в Васюках - взаимосвязаны. Во всяком случае, где-то же эта идея с сеансом должна была прийти автору в голову! Так почему не у нас? Тем более, что все доводы в пользу этого ложатся в общую схему, как одно целое», - перечислил аргументы краевед.



Не менее основательные доводы Сергей Маркианович привел по поводу того, что и Старгород, куда Остап Бендер отправился в поисках стульев, также мог быть списан с Сызрани. Навел на эту мысль тот самый ускоренный поезд №7, на котором Ипполит Матвеевич и уехал в Старгород из города N, в котором существовали «Нимфы» и мастер Безенчук.

Так вот, Сергей Спицын совместно с сотрудницей центральной библиотеки Людмилой Сычевой сделали, можно сказать, невозможное. Они нашли брошюру 30-х годов «Расписание поездов от Москвы к Волге», а в ней маршрут и расписание того самого ускоренного поезда №7. Им оказался скорый поезд №7 «Москва – Куйбышев», делавший остановку в Сызрани. Кстати, по пути следования поезда в то время было только два уездных города - Моршанск и Сызрань.




Приводит Сергей Спицын и цитату из книги «Двенадцать стульев», которую уж никак не сочтешь выдуманной, так как она есть в самом романе: «…Все кончилось совершенно неожиданно: Ипполит Матвеевич увез прокуроршу в Париж, а прокурора перевели в Сызрань. В Сызрани прокурор прожил долго, заслал человек восемьсот на каторгу и в конце концов умер».

То, что Сызрань вполне могла запомниться Ильфу и стать не только прототипом Васюков, но Старгорода, где и оказались стулья из гостиной Клавдии Ивановны. Кстати о стульях... Нашел Сергей Маркианович еще один важный документ - заметку из газеты об открытии в Сызрани «Дворца культурных ценностей», датированной 25 мая 1919 года. Не исключено, что как раз туда и была вывезена мебель из графской усадьбы Орловых-Давыдовых, в том числе и потрясающей работы стулья. Они до сих пор находятся в нашем краеведческом музее и в настоящее время выставлены в одном из залов.




Как видим, слишком много совпадений, чтобы на них не обратить внимание. Мало того, довольно часто писатели оставляют в своих произведениях настоящие имена персонажей или названия географических объектов, которые стали прототипами их произведений, но присваивают их другим людям или объектам. Так что, запросто Сызрань могла быть прототипом Старгорода или Васюков, а настоящее название города авторы оставили в рассказе про прокурора.  

Есть у Сергея Спицына доказательства, что и в другом романе Ильфа и Петрова - «Золотой теленок» - тоже есть сызранский след. И эти доводы также документально подтверждены им. Но они будут приведены в следующем рассказе об исследованиях книг Ильфа и Петрова Сергеем Маркиановичем.

Краеведом проделано очень большое и детальное исследование, и оно заслуживает отдельного рассказа. И он еще раз докажет, что Сызрань вполне могла иметь большое значение для авторов романов - не зря они забрасывали Остапа или того же прокурора, в Сызрань. А в «Золотом теленке» поезд, на который сел Бендер, проходил именно по Сызранскому мосту, как тогда называли Александровский мост.

Иными словами, деталей, которые можно приводить в пользу Сызрани, как важного населенного пункта для авторов романов, много. И мы скоро обязательно вернемся к этой теме.












8 Сентябрь 2022, 22:46 /


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Дзен и Пульс
Читайте нас в Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.014 с.
Всего 4 запроса к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: