С 1 октября в России на 70–85% выросли ставки утилизационного сбора на новые импортные легковые, грузовые и коммерческие автомобили. Российские автозаводы во главе с «АвтоВАЗом» пролоббировали кратное повышение «утиля» за счет ежегодной индексации вплоть до 2030 года. Чиновники надеются, что китайские производители начнут строить заводы в РФ. Однако опрошенные эксперты убеждены, что автокомпаниям из КНР это невыгодно, и они просто повысят цены. Постановление правительства о повышении утильсбора для новых импортных автомобилей, разработанное Минпромторгом, предполагает, что размер сбора на новые иномарки с моторами рабочим объемом 1–2 литра вырастет с 300,6 тыс. рублей до 556 тыс. рублей. Сильнее всего подорожают автомобили с агрегатами объемом от двух и от трех литров, тут платеж вырастает сразу в 1,8 раза, до 1,6–2,3 млн рублей, в зависимости от точного объема в кубических см.
Тем же постановлением правительства устанавливается, что утильсбор будет повышаться ежегодно вплоть до 2030 года.
И
через шесть лет, к примеру, для самого массового сегмента рынка, машин с
двигателями 1–2 литра, он должен стать однозначно заградительным - 1,12
млн рублей. Эту сумму придется заплатить при ввозе автомобиля в дополнение к прочим таможенным платежам.
Хуже
всего ситуация обстоит в сегменте подержанных автомобилей, для них
тарифы становятся заградительными уже с 1 октября. Так, автомобили с
объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет раньше облагались
утильсбором в 1,3 млн рублей, а с сегодняшнего дня платеж вырос до 2,37
млн рублей.
Впервые утилизационный сбор был введен в России в
2009 году как инструмент защиты национальных автопроизводителей от ввоза
подержанных иномарок. Платеж периодически пересматривается, в августе
2023 года его повысили после заявлений «АвтоВАЗа» об экспансии китайских
автокомпаний на российском рынке, а в июле 2024-го - проиндексировали
для некоторых категорий грузовой и строительной спецтехники.
В «АвтоВАЗе» решение правительства об ежегодной индексации утильсбора поддержали. Там утверждают, что, повысив утильсбор, государство подтолкнет иностранные компании к партнерству и размещению своих производств в России. А сам «АвтоВАЗ» и других отечественных производителей - к тому чтобы держать свои цены «на привязи».
Пока же, повышение
ставок утилизационного сбора приведет к серьезному подорожанию
автомобилей, услуг и товаров, убеждены эксперты. Дилеры
ожидают, что цены на машины вырастут не сразу, потому что в стране есть
запас нераспроданных авто.
В перспективе ассортимент импортных китайских автомобилей
будет уменьшаться, потому что китайские бренды, которые не смогут
локализоваться в России, вряд ли смогут конкурировать с теми, кто сумеет
это сделать.
Повышение утильсбора на
автомобили накладывается на повышение Центробанком учетной ставки,
отметил в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент «Национального
автомобильного союза» (НАС) Антон Шапарин. По его словам, одной рукой
чиновники борются с ростом инфляции, а другой рукой стимулируют эту же
инфляцию, потому что утильсбор — это мощный фактор для ее роста.
«Понятно,
что доступность целого ряда китайских автомобилей резко снизится. И это
повлечет за собой рост доли «АвтоВАЗа» и сокращение выбора для россиян.
Для «АвтоВАЗа» это также уничтожение позиций конкурентов.
Соответственно, более выигравших я не вижу, потому что все цели
правительства по локализации — я не уверен, что они будут достигнуты за
счет увеличения утильсбора. Китайцы и раньше не стремились на наш рынок,
не заходили на наши заводы, расталкивая друг друга локтями, и сейчас
они будут просто продавать дороже», - заключил Шапарин.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.