Ровно 55 лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть ВАЗ-2101 — автомобилей, которые в народе прозвали «копейками». К юбилею легенды советского автопрома редакция «Маленькой Сызрани» подготовила материал, раскрывающий исторические факты о самом народном автомобиле нашей страны. К тому же сегодняшний день стал отправной точкой новой модели семейства LADA - АвтоВАЗ презентовал запуск сборки Iskra. Но обо всем по порядку.
От FIAT-124 до «Жигулей»
За основу ВАЗ-2101 взяли итальянский FIAT-124 — обладатель титула «Автомобиль года-1967» в Европе. Однако тесты на советских дорогах выявили непригодность оригинала: кузов развалился после 5000 км по брусчатке Дмитровского полигона. Для адаптации к отечественным условиям в конструкцию внесли свыше 800 изменений, усилив прочность подвески, кузова и двигателя.
Рождение легенды
Пробную сборку первых шести «копеек» провели в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Машины окрасили в цвета флага РСФСР, но ни одна из них не сохранилась — все ушли на испытания. Самый ранний экземпляр, дошедший до наших дней, имеет номер кузова 38. Уже к августу 1970-го завод выпускал 70 авто в смену, а к концу года произвел 23 тысячи.
Продажи и экспорт
Первым владельцем «копейки» стал работник тольяттинского «Волгоцеммаша». Через 19 лет его автомобиль вернулся на завод как музейный экспонат, а сам водитель получил новую машину в подарок. В 1971 году начался экспорт: LADA 1200 (модификация ВАЗ-2101) покорила Югославию, Бельгию, Финляндию и Нидерланды, завоевав репутацию доступного и надежного авто.
Рекорды и наследие
За 18 лет выпущено 4,8 млн ВАЗ-2101 и его модификаций. Платформа «копейки» стала основой для всей «классической» серии: на ней собрали 16 млн автомобилей. Первая сборочная линия проработала 40 лет — до 2010 года. Сегодня в России официально зарегистрировано 150 тысяч «копеек», многие из которых — коллекционные раритеты.
Символ эпохи
«Копейка» не просто пережила СССР, но и осталась в истории как икона автопрома. Ее ценят за простоту ремонта, выносливость и ностальгический шарм. «Это был автомобиль для миллионов — от таксистов до семейных поездок на дачу. Он изменил представление о личном транспорте в стране», — отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа.
Новая iskra наследия
Спустя ровно 55 лет после выпуска первой «копейки» АвтоВАЗ представил Lada Iskra, символизирующую связь эпох. Торжественный запуск производства состоялся при участии высокопоставленных гостей - председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Андрея Кутепова, министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова и губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева.
Старт продаж новинки запланирован на 20 июля текущего года.— в день рождения завода. Хочется надеяться, что Iskra — это не просто автомобиль, а продолжение философии доступности и надежности, заложенной еще в «копейке».
- Это не просто новый автомобиль - это уверенный шаг вперед. Полностью независимая технологическая платформа, локализация более 90 % и современные решения. Первые 12 машин сегодня сойдут с конвейера. Символично, что запуск состоялся ровно в день, когда 55 лет назад здесь начали выпуск легендарной «копейки». 19 апреля 2025 года тоже войдет в историю. Спасибо коллективу и ветеранам АвтоВАЗа. Вы - легенды! А «Искру» уже летом ждем на дорогах всей страны, - написал глава региона Вячеслав Федорищев о запуске серийного производства LADA Iskra в своем ТГ-канале.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.