В.Железнов: Потребительская грамотность населения повышается
Вот уже почти два года как в Самарской области действует региональная
программа по защите прав потребителей. Как же реализуется данный
документ на территории нашего города? На этот и другие вопросы мы
попросили ответить начальника отдела по защите прав потребителей
Управления по потребительскому рынку администрации г. о. Сызрань
Виктора Железнова.
- Виктор Степанович, на какой конечный результат нацелена областная программа по защите прав потребителей?
- Прежде всего - на эффективное пресечение нарушений этих прав. В том
числе - за счет повышения потребительской грамотности населения,
формирования у него навыков рационального поведения. И, конечно, это
делается для сохранения в личных бюджетах граждан денежных средств.
Право потребителя на информацию заявлено программой как одно из самых
существенных, так как оно тесно связано с другим важнейшим правом - на
качество и безопасность товаров, работ, услуг, поскольку выбор их
зависит от полноты и достоверности информации о них.
- Какие результаты достигнуты при реализации данной программы в нынешнем году?
- За десять месяцев этого года общая сумма возмещения ущерба
потребителям составила 4 млн. 652 тыс. руб., тогда как за весь 2008-й -
6 млн. 491 тыс. руб. В добровольном порядке людям вернули 973 тыс. руб.
(за 2008 год - 2 млн. 601 тыс. руб. ), через суд - 2 млн. 770 тыс. руб.
(за 2008 год - 1 млн. 977 тыс, руб.). Произведена замена товара
ненадлежащего качества на сумму 909,7 тыс. руб. Показательно, что лишь
10,9 процента от всего количества обращений (147), поступивших в наш
отдел в нынешнем году, рассмотрены в суде, а 89,1% (т. е. 1202)
удовлетворены в добровольном порядке. Кроме того, за 10 месяцев 2009 г.
по решениям Сызранского городского и мирового судов Самарской области в
бюджет администрации г. о. Сызрань поступило штрафов на сумму 381
098,79 руб.
- То есть можно сказать, что на
потребительском рынке создалось правовое давление на продавцов,
исполнителей услуг, которое обеспечивает добровольное разрешение
довольно значительной части конфликтов?
- Да, это так.
- По каким направлениям вы строите работу в области информирования населения?
- Таких направлений несколько. Во-первых, мы действуем через средства
массовой информации, которые ориентированы на доведение до потребителей
сведений об их правах и существующих возможностях защиты. Эффективны и
консультирования с использованием потенциала Центральной городской
библиотеки им. Е. Аркадьева. Еще одно направление - приемы граждан,
проводимые специалистами нашего отдела, а также деятельность по месту
жительства сызранцев. Кстати, мы чаще стали привлекать социальных
работников УС3Н для оказания больным и престарелым гражданам содействия
по защите их потребительских прав. Наконец, последнее: многие вопросы
решаются на еженедельных заседаниях рабочей группы при комитете ЖКХ,
где речь идет об улучшении качества услуг в жилищно-коммунальной сфере.
- Виктор Стеланович, какие мероприятия вы проводите совместно с органами исполнительной власти?
- В своей работе специалисты отдела по защите прав потребителей
используют все существующие формы взаимодействия с территориальными
органами Федеральной службы по надзору и контролю, прокуратурой г.
Сызрани, структурами местного самоуправления. Вот уже пять лет мы
проводим совместные семинары-консультации с жителями города. Очередное
такое мероприятие состоялось 15 октября нынешнего года в читальном зале
Центральной городской библиотеки им. Е. Аркадьева. В нем, кроме Вашего
собеседника, участвовали представители прокуратуры (И. Железнова),
Роспотребнадзора (И. Ефимов), администрации г. о. Октябрьск (Н.
Аракчеева). На конкретных примерах собравшимся давались подробные
разъяснения о действиях потребителей в тех или иных ситуациях,
применении норм действующего законодательства.
- Показательно, что при содействии
специалистов вашего отдела за прошедшие с начала года десять месяцев
сумма возмещения ущерба гражданам через суд увеличилась. По каким
обращениям потребителей это произошло?
- Больше стало обращений граждан по поводу защиты их прав при получении
бытовых и других видов услуг. Так, вначале 2009 г. было оказано
содействие потребителю А. в подготовке претензии, а затем искового
заявления в суд к ООО «Русская Строительная Компания - Самара» о
взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока передачи объекта
долевого участия в возведении жилого дома в Юго-Западном районе. Дело в
том, что в установленный договором срок ответчиком не была передана
потребителю однокомнатная квартира. Застройщик не направил участнику
долевого строительства соответствующую информацию и предложения об
изменении срока, предусмотренного договором. В результате за нарушение
срока выполнения работы суд взыскал с виновника неустойку в пользу
потребителя А. в размере 15 тыс. руб. и компенсацию морального вреда -
5 тыс. руб. Штраф в госдоход составил 10 тыс. руб.
- К слову, о жилье. Какие требования может предъявить потребитель, если квартира ему передана с недостатками?
- В этом случае исполнитель (застройщик) нарушает соответствующие
статьи Ф3 «О защите прав потребителей». Согласно пункту 1 статьи 29
данного закона потребитель по своему выбору вправе требовать
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы,
соответствующего уменьшения ее цены, возмещения понесенных расходов по
устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также
отказаться от исполнения договора, если в установленный им срок
недостатки выявлены или не устранены. При этом гражданин может
потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в этой связи.
Согласно статье 31 закона данные требования подлежат удовлетворению в
десятидневный срок со дня их предъявления.
- Бывает так: потребитель по договору
бытового подряда вносит предоплату, а работы исполнителем в
установленный договором срок не исполняются. Какие требования следует
предъявить в этом случае?
- Объясню на конкретном примере. В январе 2009 года потребитель Т.
заключил договор бытового подряда о выполнении работ по изготовлению и
монтажу фасадной конструкции. Общая стоимость всего объема - 54 тыс.
руб., предоплата внесена в сумме 25 тыс. руб. В установленные договором
сроки работа не была выполнена. Исполнитель не проинформировал Т. о
невозможности ее завершения вовремя.
Согласно пункту 5 статьи 28 закона в подобном случае исполнитель
уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3%
цены выполнения работы, а если она не определена договором, - общей
цены заказа. В десятидневный срок требования письменной претензии о
возврате потребителю внесенной им суммы предоплаты работы и выплате
неустойки за нарушение срока выполнения работ исполнителем не были
выполнены.
Потребителю Т. специалисты нашего отдела оказали содействие в сборе
необходимого пакета документов и подготовке искового заявления.
Рассмотрев его, суд принял решение об отказе исполнения договора и
возврате суммы предварительной оплаты истцу на общую сумму 98,9 тыс.
руб., а также взыскании с виновного штрафа в городской бюджет в размере
49 461 руб. за невыполнение в добровольном порядке требований
потребителя.
- Какая роль отводится информированию населения в действующей региональной программе по защите прав потребителей?
- Немаловажная. Ожидается, что потребитель не только сделает правильный
выбор товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль
регулятора на подлинно конкурентном рынке.
Вопросы задавала Ирина ПРАВДИНА
ВВ №86
6 ноября 2009
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.