Трагифарс по-американски
Тяжело оценивать театральную постановку, заявленную в неклассическом жанре. Все мы примерно знаем, чего ожидать от комедии или трагедии. Но что покажет зрителю фарс? Да не простой, а гангстерский. Да еще и музыкальный. А ведь именно в такой жанр облечен новый спектакль Сызранской Драмы «Счастливый Ричард».
История, разворачивающаяся на сцене, рассказывает о молодом богаче и беспринципном негодяе Ричарде Хилле (арт. Сергей Михалкин) – американском гангстере. Привычный ход его жизни прерывает чувство, вспыхнувшее между ним и молоденькой продавщицей из книжного магазина Пэтти (арт. Анастасия Таранцева). Оно и становится причиной череды сначала курьезных, а потом трагических событий…
На протяжении всех двух актов автор этих строк пытался понять, какой период американской истории показывается зрителю. Судя по женским нарядам в стиле пин-ап, легкому джазу и рок-н-роллу, сопровождающему весь спектакль, речь идет о 50-х годах. Если вспомнить обсуждаемые Ричардом и его помощниками Билли и Карлом (арт. Евгений Морозов и Олег Егоров) перебои с поставками виски, то угадывается середина 30-х и «сухой закон». Сбивает с толку позвякивание автомобильной сигнализации в начале первого акта – получается, что действие происходит в наши дни. Не думается, что такое смешение знаковых для американской культуры эпох произошло из-за незнания автором материала. Все штампы немного отдают дешевым Голливудом. Однако в них есть своя прелесть: довольно гармонично создается незабываемая атмосфера гангстерской Америки.
Но не обошлось и без проколов. Например, статус Ричарда Хилла: по словам главного героя, он владелец отелей, казино и транспортных компаний. И при всем этом – гангстер, бандит. Но сама суть американского (и не только) гангстерства не во владении бизнесом, а в его «крышевании». И если человек имеет практически легальную бизнес-империю, то бандитом он быть не может.
Вторая явная нестыковка – приказ Ричарда пострелять «черных», сколотивших банды в его районе. О каких бы годах речь ни шла, афроамериканских банд не могло быть там, где живет Хилл: в богатой вилле, расположенной в соответствующем районе.
Но, несмотря на эти огрехи, дебют актера театра Евгения Морозова в качестве автора (именно по его пьесе «Призраки свободы» поставлен спектакль) удался. Вполне ясна основная сюжетная мысль: даже сердце бандита можно склонить к любви и состраданию. Несколько посылов в детство Ричарда, его воспоминания о матери, забота о нем юной Пэтти только усиливают этот тезис. И становится понятно, что бессовестный убийца – все еще мальчик в душе. И ему тоже хочется тепла и ласки.
Постановка привлечет молодого зрителя динамичным развитием сюжета и наличием ярких и комичных моментов. Зал откровенно хохотал и аплодировал во время сцены извлечения пули из мягкого места одного из бандитов. Всем запомнился образ вульгарной гувернантки (арт. Анна Кондрашина), не произнесшей за весь спектакль ни слова, но очень умело стрелявшей глазками, вращавшей бедрами и жеманно хихикавшей.
Но если первый акт и большая часть второго смотрятся с живым интересом, то концовка кажется нечестной по отношению к зрителю. И здесь уже – претензии к режиссуре. Переломным моментом истории становится смерть Пэтти и последовавшая жестокая депрессия Хилла, заканчивающаяся его самоубийством. Так вот именно эти самые драматичные моменты актеры и не смогли передать. Сложно сказать: не хватило ли эмоций, не вжились ли в роль. Вот только не верится в искренность переживаний несчастного Ричарда. Не помогает этому и хождение на месте, символизирующее безысходность (его осуществили за счет вращения сцены), и напряженное молчание героев на сцене.
Нет, никто из зала не ушел. И зрители аплодировали стоя. Вот только от ощущения смазанности, какой-то недосказанности это не избавило.
Михаил Котляр
ВВС №23
4 июня 2011
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.