«Храбрый Щелкунчик» порадовал зрителей
В минувшие новогодние праздники, когда в отреставрированном Большом театре шел балет "Щелкунчик", в Сызрани маленькие зрители смотрели музыкальную рождественскую сказку с похожим названием. Вот так удивительно совпали эти события. Режиссером постановки "Храбрый Щелкунчик" выступил актер местной драмы Алексей Василенко, а худруком - Виктор Курочкин. В основе спектакля лежит инсценировка самарского драматурга Ирины Фёдоровой всем известной сказки Гофмана.
Удивительна судьба новогодне-рождественской сказки в театре. За какие-то несколько дней она успевает прожить целую жизнь - пройти обкатку на публике, отшлифоваться, приобрести цельность. Завершает этот процесс "зеленая елка" - традиция актерской импровизации на последнем новогоднем утреннике. Но на этом сценическая судьба сказки, конечно же, не заканчивается. Например, спектакль "Мороз Иванович", поставленный тем же Алексеем Василенко, идет на местных подмостках уже не первый сезон. У новой сказки, по мнению режиссера, тоже есть все шансы на долгую сценическую жизнь.
- Я считаю, эта работа театру удалась, - говорит Алексей Василенко.- Спектакль получился достаточно ярким, интересным, празднично-новогодним.
Алексей Порфирьевич обычно выходит после спектаклей в фойе, расспрашивает гардеробщиц и билетеров: многие ли зрители ушли из зала? Сказку "Храбрый Щелкунчик" не покинул практически никто. Разве что мамочки с совсем маленькими детьми (да-да, и таких на новогодние утренники тоже приводят!). Несмотря на то, что полностью смысл сказки поймет более подготовленный зритель, режиссер постарался учесть особенности детского восприятия действа.
К примеру, в сказке звучат не только узнаваемые фрагменты музыки Чайковского, но и довольно простые детские песенки в исполнении актеров сызранской драмы. Эти дивертисментные номера позволяют переключить внимание маленького зрителя. Да что греха таить - и нам, многим взрослым, привыкшим к клиповости, порой тяжело выдержать длинное сценическое действие.
Внимание детей привлекали и яркие декорации, и костюмы, и сами актеры. Последних, кстати, в спектакле было задействовано довольно много. Сюда вошли студенты актерской специальности колледжа искусств, а также ребята из театра танца NEXT, изображавшие кукол, которые по ходу действия то двигались, то застывали. Внешне вся обстановка на сцене напоминала чудесный домик, где обитают волшебные персонажи. И дети, и другие зрители наблюдали за этой сказочной жизнью, где нет ничего невозможного.
Основной вопрос сказки - кукла или человек? - в настоящее время по-прежнему актуален. Один из главных героев, противный мальчишка Фриц, перестает слышать свое сердце. Помогают его обрести вновь куклы Щелкунчик и Лизхен. У них - наоборот - просыпается сердце в груди, опровергая истину о том, что бездушие - верный признак игрушек.
Очень хорошо удалась роль Щелкунчика молодому актеру Владимиру Мухтарову. Даже несмотря на то, что это весьма статичный персонаж. Густой грим, наложенный на лицо актера и изменивший его до неузнаваемости, не скрыл ни единой эмоции. Щелкунчик в его исполнении получился очень добрым и забавным. Весьма удачен и дебют в роли Мари студентки колледжа искусств Анастасии Кривоноговой. Сестру Фрица в спектакле играет также более опытная актриса Вероника Агеева. Но и на ее фоне Настя выглядит вполне достойно.
Интересную параллель с ролью Снежной королевы в одноименной сказке можно усмотреть в образе, который достался Татьяне Дымовой. Она играет Птицу в золотых часах. Как и прежде, у нее самый блистающий костюм, а по роли - некое поднятие над ситуацией. И, пожалуй, у Татьяны это получилось как ни у кого другого! Пусть неизменным остается принцип того, что молодняк нужно выращивать, однако присутствие актеров с большим опытом работы окрашивает спектакль в несколько иные, хотя и сказочные, но более благородные тона.
Елена ОСИПОВА
ВВ №2
13 января 2012
http://vvesti.net/947-hrabryy-schelkunchik-poradoval-zriteley.html
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.