Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Образование

Где ты, юный техник?



В прошлом году мы писали об уроках технологии (а по-привычному - труда) в наших школах. Теперь преподавание предмета не для ленивых нередко сводится к проектной деятельности и созданию компьютерных презентаций. Сегодня речь пойдет о другой стороне проблемы трудового воспитания: отсутствии в городе (да и в стране тоже) клубов технического творчества.

Последний такой кружок окончательно прекратил свое существование в Сызрани в 2007 году. Это был клуб, принадлежавший ранее «Тяжмашу», переданный позже 29-й школе. Даже в 90-е годы, не говоря уже о советском прошлом, кружки и секции, аналогичные тяжмашевскому, были очень популярны среди школьников. Авиа-, авто- и судомоделирование, радио- и электротехника – вот лишь некоторые направления работы подобных клубов, которые процветали в Дворцах пионеров, при предприятиях и под эгидой ДОСААФ. Но сегодня ничего этого нет. Как пережили такую утрату образовательные учреждения, производства и сами дети, нам рассказал Анатолий Васильев. Ныне пенсионер, а в прошлом инженер-конструктор, он 17 лет преподавал судомоделирование в клубе технического творчества завода «Тяжмаш».

- Анатолий Васильевич, давайте вспомним, чем занимались дети в подобных кружках.

- Ребята приходили к нам, чтобы научиться работать руками и думать головой. В основном это были школьники 11-12 лет. Я занимался с ними постройкой моделей реальных судов, мои коллеги из других секций делали то же самое, только в авиационной и автомобильной сферах. Были радиоэлектрики.

На самом деле, техническое творчество в целом и моделирование в частности – штука сложная. Понятно, что мы работали по программам Министерства просвещения. В течение нескольких лет ребенок от простых моделей переходил к более сложным. Мы добивались копийности (точного соответствия реальному аналогу), прочности. Большинство моделей были действующими, то есть могли плавать, летать, ездить... В том числе и на двигателях.

- В чем был интерес ребят к таким занятиям?

- С самого начала в судомоделировании, которое появилось очень давно, заложена соревновательная - спортивная - жилка. Модели делились на классы. Первый чемпионат по судомоделированию прошел в Лондоне еще в 1898 году. Само собой, и в Сызрани, и в Самаре тоже проводились турниры, в которых участвовали наши воспитанники. То же самое было и в авиа-, и в автомобильных кружках. Детям было интересно не только что-то мастерить, но и соревноваться в своих умениях. На этом и держались клубы.

- Когда техническое творчество юных начало угасать?

- В 90-е годы, когда предприятия были приватизированы, многие их подшефные структуры оказались «за бортом» финансирования: не только клубы и кружки - детские сады и многое другое. Это произошло и с нашим клубом. Новое руководство «Тяжмаша» в целях экономии посчитало, что содержать нас невыгодно: ведь нужно оплачивать штат педагогов, бухгалтера, обеспечивать занятия инструментами и материалами. Поэтому клуб сначала отдали в сферу дополнительного образования и прикрепили к школе №29. А в 2007 году и вовсе распустили.

- Чем это обернулось для образования?

- Новоявленным промышленникам хотелось минимизировать расходы и увеличить доходы. Тогда все заботились о быстром получении прибыли - время было такое. О том, что будет с заводами через 10-20 лет, никто не думал. Не думали, кто на них станет работать, как готовить кадры. Преемственность оказалась во многом потеряна. К тому же, в России XXI века у детей появились новые увлечения и интересы: занятия творчеством, спортом, техникой вытеснили компьютерные игрушки. Педагоги моего профиля постепенно стали невостребованными.


Потеряли мы очень многое! Смотрите сами. К нам приходили шести-, семиклассники и в течение трех-четырех лет постигали азы технических навыков: от элементарных – с какой стороны за молоток взяться – до сложных и тонких работ по металлу и пластику, изучали работу электродвигателей. Обычно к окончанию школы наш воспитанник уже обладал довольно обширными знаниями техники, механики, сопромата. Техникумам и вузам не нужно было начинать с нуля и тратить год или два обучения на начальное профессиональное образование.

Еще один немаловажный момент: дети у нас учились читать чертеж. Ведь модель любого судна изготавливалась именно по чертежу: точному и сложному, с множеством мелких деталей. Черчение, как таковое, сегодня в школе вообще не преподается. Знаю, многие студенты жалуются, что в институтах от них требуют эти знания, а их нет.

- А предприятия что потеряли?

- Умелые рабочие руки и квалифицированных специалистов. Ведь в технических клубах воспитывалась будущая рабочая элита. Не всем быть инженерами, это понятно, но эффективность любого промышленного предприятия обеспечивают именно мастера рабочих специальностей: токари, слесари, электрики. Мы позволяли разгрузить учебные программы ПТУ и институтов, давали возможность сосредоточиться на преподавании специальных для каждой профессии знаний и навыков. Кроме четырех лет в техникуме или пяти лет в вузе, парень учился техническому мастерству почти вдвое дольше, так сказать, с младых ногтей. Думаю, немалую лепту в нынешний дефицит рабочих кадров внес именно развал системы начального технического образования, куда входили и клубы, подобные нашему.

Мнение ветерана педагогики технического творчества захотелось дополнить словом нового поколения. Мы решили узнать, какие мысли по этому вопросу есть у технически развитой молодежи. Слава Богу, такая еще осталась.

- Основные навыки, пристрастия формируются именно в детстве, - делится мнением молодой специалист в области энергетики Валерий Захаров. – В юном возрасте организм и мозг работают, как губка. Тогда же мы закладываем и основу своих нынешних способностей. В пять лет я попал в сызранский Дворец пионеров и стал заниматься в конструкторском бюро «Школьник». КБ для маленьких изобретателей стало для меня вторым домом. «Школьник» дал возможность развить в себе навыки работы с инструментами, научил чертить, сверлить, паять, разбираться в простых электрических цепях и еще многое-многое другое. Только сейчас, работая по специальности на предприятии, я могу оценить, какую огромную долю общих технических знаний и навыков дало мне школьное КБ. Очень обидно, что я уже не застал кружки авиа- и судомоделирования, картинг-клуб. Наверняка, там бы я тоже не сидел без дела. Тем более, любовь к технике осталась у меня на всю жизнь. Сейчас я увлекаюсь и авиамоделизмом, и радиоэлектроникой. Изготавливаю масштабные модели на двигателях с нитрометаном, программирую контроллеры, создаю радиоуправляемые игрушки.

- По-твоему, стоит возрождать в городе клубы технического творчества? И зачем они сейчас?

- Твердо убежден, что такие кружки не только стоит заново открывать, но и ставить их возрождение на первый план. Ведь кадры решают все. Это вечный закон, который никогда не прекратит работать. Сызрань – промышленный город. «Тяжмаш», СНПЗ, «Пластик» испытывают довольно острую нехватку квалифицированных рабочих. За последние 20 лет эти профессии стали неактуальны - все спешили стать юристами и экономистами. Но на заводе нужны в большей степени именно рабочие, инженеры. Так принято во всем мире, когда предприятие растит для себя кадры с малых лет.

С другой стороны, у многих родителей стоит вопрос: куда отдать заниматься ребенка? Умные папы и мамы понимают, что за техническими специальностями будущее, и, наверняка, будут рады возобновлению работы таких кружков. Думаю, даже частные клубы, где начнут обучать техническим навыкам, будут популярны. В правильный досуг и перспективное хобби для ребенка родители готовы вкладывать средства. Да и в быту это пригодится всегда: сломалось – починил, упало – повесил.

Анатолий Васильев считает, что для возобновления работы кружков нужно решить три вопроса. Кто будет составлять учебные программы для клубов с учетом сегодняшних реалий? Кто будет финансировать и обеспечивать материалами, инструментами? И как будут отслеживаться судьбы воспитанников клубов технического творчества: будут ли для талантливой молодежи созданы преференции при поступлении в учебные заведения, при приеме на производство? Дать все ответы на эти вопросы не может ни пенсионер, ни педагог, ни инженер. Они должны прозвучать из уст нашей власти.

Михаил Котляр
ВВС №11
17 марта 2012


19 Март 2012 17:00 /
5391 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.012 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: