Не отрекаются любя...
В конце октября в сызранском драмтеатре состоится премьера спектакля «Не отрекаются любя» по пьесе Арсения Гончукова «Бывшие». Зритель может усмотреть в ней некую параллель с репертуарной «Свободной парой». Во-первых, это современная драматургия с присущей ей камерностью, в своей основе, впрочем, зачастую продиктованной требованиями суровой нынешней действительности. Ведь пьесу с двумя-тремя действующими лицами поставить проще, чем костюмированный спектакль, в котором задействована вся труппа. Во-вторых, перед нами снова разворачивается конфликт героев с самими собой, который как бы прорастает за пределы произведения.
Итак, он и она. Андрей и Кристина - уже почти бывшие супруги, которых связывает совместный ребенок и общее прошлое. Они пришли в ЗАГС, чтобы развестись, но подспудное желание тепла, оставшиеся чувства друг к другу превращают простую формальность в накал страстей, где за иронией скрываются ранимость и робкая надежда на любовь. Актеры играют при минимуме декораций. Там, где нет слов и действий, паузы, за которыми чувствуются внутренний текст, борьба эмоций.
- Мне сейчас серьезные отношения ни к чему. Устал я, - произносит актер Евгений Морозов, исполняющий роль Андрея, и теряется взглядом где-то на уровне последнего ряда кресел.
Кристина (она же молодая актриса Марина Филатова) непроизвольно тянется погладить его по плечу, но... осекается и выдает очередное язвительное замечание. Свою злость на себя, на Андрея, на обстоятельства она выплескивает в следующей реплике:
- Да она же его совсем залила! - это о цветке, возле которого то и дело хлопочет сотрудница ЗАГСа.
Кстати, Кристина в исполнении Марины Филатовой в этом спектакле получилась очень искренней. Вряд ли девушке, которой едва за 20, было легко играть разведенную женщину с ребенком. Тем не менее у нее это получилось. Внутренняя дрожь героини непроизвольно передается залу. Фоном ее трагедии становятся свадебные пары, пролетающие вдоль задника сцены. У них - эйфория счастья, первая - такая несерьезная! - ссора, у нее - развод и неопределенная перспектива. Как бы герои ни старались уверить себя в обратном... Вроде бы и у Андрея все хорошо - девушки чередой, любимая работа в столице, и Кристина старается наладить свою личную жизнь. Ан нет! Не отрекаются любя... Именно потому название пьесы «Бывшие» было изменено на более выразительное, простирающее действие спектакля в будущее.
Решением режиссера Анатолия Болотова в спектакль был введен персонаж настройщика пианино, роль которого исполняет студент колледжа искусств Михаил Зайцев. У него нет ни одного слова текста, однако актер находится на сцене все оба действия. Что-то подстраивает с помощью камертона, подыгрывает (разумеется, в тему - чего стоят, например, лиричное битловское Yesterday, под которое герои вспоминают свой вчерашний день, или танго «Утомленное солнце»?), резким звуком клавиши заставляет вздрогнуть в нужный момент. А в остальном - настройщик тих, как сам инструмент, но его глаза ясно отражают отношение к происходящему. В них - интерес, ирония, грусть... Во всем этом есть и некая комичность. Поэтому находка Болотова более чем удачна.
Еще одной изюминкой действия стал подход к антракту. Двери ЗАГСа закрываются: обед! Эта императивность официальной обстановки повсюду - в табличках на дверях: «Стучать!», «Сливать!», в тоне сотрудницы ЗАГСа, в сухом характере процедуры... Все это противопоставляется живым человеческим эмоциям. Но не для того ли, чтобы вывести их в нужное русло?
Сотрудница ЗАГСа в исполнении Татьяны Дымовой стала еще одним персонажем, приближенным к комическому. Она то и дело меняет парики, наряды, предметы в руках... Поскольку эти самые руки заняты, она хватает документы Андрея зубами и уносит их в кабинет. В зрительном зале смеются. Героиня Дымовой - это и отражение самой Кристины, и воплощение некой высшей силы, вершитель человеческих судеб. Ведь то ожидание, в которое она ввергает супругов, становится лакмусовой бумажкой, заставляющей обнаружить истинные чувства друг к другу.
И окончательно ситуация разрешается вовсе не в результате развода! Очередной телефонный звонок от матери, и Андрей бессильно оседает на пол. Только что умер его отец. И тут уж неразрешимые вопросы - где ночевать и как дальше жить с бывшей женой - отпадают сами собой. Кристина шепчет: «Пойдем к матери, пойдем». Опираясь на свою бывшую жену, Андрей уходит вглубь сцены. Как дальше сложится их жизнь? Неизвестно. Но режиссер как бы намекнул нам названием спектакля, что будущее - есть.
Согласитесь, все вышеописанное - не такая уж редкая ситуация! Происходящее на сцене будто заставляет нас, зрителей, заглянуть вовнутрь самих себя. Не мимоходом, а пристально, чтобы убедиться, что мы и сами бываем такими в своих бессмысленных ссорах, расставаниях, отвергании любви. И герои пьесы смотрятся в свои собственные чувства, как в зеркало. Через горечь и боль они приходят к истинному ощущению жизни. Впрочем, почему «они»? Это я, вы, мы. Словом, все - про нас...
Елена ОСИПОВА
ВВ №73
28 сентября 2012
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.