Театр «Фреш»: вход свободный
С неуёмной деятельностью Маргариты Клабуковой я знакома страшно сказать сколько лет. Еще в пору нашей комсомольской юности этот человек фонтанировал идеями. Что немаловажно, она сама же и бралась их воплощать.
Чья команда ярко и искрометно выступала на городских маевках? Комсомольцев «Сельмаша».
На чьи первоапрельские представления в «Полтинник» ломился весь город? Их ставил сельмашевский театр «Экспромт». Подтверждаю - в эти дни в зале ДК не пустовало ни одно из 750 мест! Причем ребята – производственные мастера, итээровцы – репетировали после работы и выступали совершенно бесплатно. Вдохновить их на это умела комсомольский вожак с королевским именем. Она же – сценарист, режиссер-постановщик, конферансье, импровизатор, «утрясатель» бесконечных организационных вопросов, ответчик за «правильность идеологической линии» в «Золушке» и других спектаклях, миниатюрах.
Клабукова репетировала с агитбригадами. Стояла у истоков возрождения в Сызрани КВНовского движения в начале 80-х.
Плюс ко всему Маргарита Георгиевна всегда выступает «по пожарной части». В смысле, когда сроки горят и что-то надо срочно «изо-бразить». Подготовить команду (группу, коллектив) к выступлению на смотре (фестивале, конкурсе). Сочинить сценарий. Написать экспромт имениннику. Или, узнав, что в последний момент меняется сценическая площадка, переориентировать артистов на новое пространство.
Лидер по своей природе, Маргарита заразна неприподъемным для других чувством долга, а ярый оптимизм сочетается у нее с ярким юмором и эрудированностью. Наверное, потому так естественно вот уже 20 лет она смотрится во главе любительского театра «Фреш», несмотря на полное отсутствие педагогического и театрального образований.
С артистами «Фреш» мы беседовали во Дворце творчества детей и молодежи сразу после того, как именинники показали гостям праздника фрагменты из своих театральных работ. Спрашиваю:
- Я понимаю, когда девочка хочет на сцену, чтобы ею все восхищались, любовались, дарили аплодисменты. Но что может привлечь на театральные подмостки юношей?Кирилл Романов:
- Ну так девочки и привлекают!
Михаил Гришин:
- Я с театром связался еще в начальной школе. Это затягивает: примеряешь на себя другую жизнь, всякие образы, роли, начинаешь задумываться, как бы ты себя повел в той или иной ситуации, описанной в пьесе - в «Шаге» или «Живи и помни».
Константин Антонов:
- Мне нравится сцена. Особенно «военные» спектакли.
Дебютант Виктор Костюк:
- Я понял: театр – это отдельная от всего остального мира жизнь!
Алексей Свиридов («ветеран» труппы, три года на сцене):
- Когда играю, отдыхаю от повседневной жизни. Театр вообще мне помог раскрыться как личности.
Максим Кутарин:
- Театр затягивает. Наверное, это состояние души.
Девичья позиция более эмоциональна.
Евгения Астахова:
- Вы посмотрите, какой у нас тут народ!
Алла Андреева, студентка медколледжа:
- Я смотрела на тех, кто выступает, и хотела быть такой же. Мне просто захотелось играть!
Луиза Аксянова в артистках ходит третий год, мечтает о профессиональной сцене и смотрит на свое увлечение серьезно:
- Я пришла сюда в поисках… чего-то! Во многом себя раньше пробовала. Только в театре разве что не была. Я думаю, человек должен быть многосторонне развит. Сцена - это преодоление себя, своих комплексов. Ты выходишь к зрителю и должен быть свободен от всего. Это стоит попробовать. И я поняла, что нужно над собой работать, серьезно заниматься.
Большинство из фрешевцев чувствуют себя хозяевами в ДТДиМ: они прошли через дворцовые студии, секции, отделения или сейчас сочетают занятия по нескольким направлениям творчества. Кто-то из артистов «Фреша» замечен в рядах волонтеров, как Ирина Ильясова, или в «Щите», в школе лидеров. А Дмитрий Семёнов, например, занят сразу в двух театрах Дворца творчества:
- Наш Театр мод «Золотая рыбка» хорошо дружит с «Фрешем». И, как положено золотой рыбке, помогает с костюмами…
Все эти старшеклассники, студенты и даже преподаватели (в составе труппы есть и молодой педагог-организатор Дворца творчества Любовь Барабанова) по меркам нынешнего времени очень даже нестандартны.
Конечно, они по-юношески амбициозны. Их спрашиваешь, какие у них любимые роли, и слышишь в ответ:
- Главные!
Они способны на поступок. Например, зимой в гимнастерках сниматься в видеоклипе «Развалины Сталинграда», как Михаил Гришин, Фирдавс Азизов (работу потом отправят в подарок экипажу гидрографического судна «Сызрань»). Или уж совсем неслыханную для современных девиц жертву – обрезать длинные ногти, которые не вяжутся с образом Зои Космодемьянской.
И, конечно, они максималисты. К отчаянию режиссера, напрочь отказываются играть роли фашистов, мотивируя так:
- Как я ветеранам в глаза потом смотреть буду? Закрывайте мне тогда лицо черной тряпкой!
Личный актерский опыт дарит те впечатления, что незнакомы их сверстникам. Слезы ветеранов в зрительном зале на «военных» спектаклях и театрализованных постановках. Потрясение воспитанников спецшколы Октябрьска, которых привозили во Дворец творчества на спектакль «Шаг». Овации зала и искреннее «спасибо» зрителей.
Но есть для них и закрытые тайны актерского мастерства.
- О чем бы вы хотели спросить профессиональных артистов, например, Сызранского драматического театра?- Как вы преодолеваете волнение перед выходом на сцену?
- Как совмещаете личную жизнь с работой, когда постоянно приходится от чего-то отказываться?
- Вы себя полностью отдаете театру, живете им, все время в чьем-то образе. А когда-нибудь вы реальными бываете?
- Как думаете, зачем все-таки зритель приходит в театр?
Кстати, о зрителе. У «Фреша» нет в нем недостатка. Мне объясняют просто:
- Во дворце каждый день находится до тысячи школьников. За три дня до спектакля повесь объявление, и весь зал на 270 мест будет полон!
- А потом, у нас свободный вход и свободный зритель: не понравилось – встал и ушел!
Только вот почему-то не уходит публика. Хотя у артистов уже есть представление о сложном зрителе:
- Это маленькие дети, до пяти лет. Нужно очень стараться, чтобы держать их внимание.
- Это односторонне развитый человек, который дает эмоции «не в тему».
В репертуаре «Фреша» – «Шаг» (этому спектаклю на темы любви и наркозависимости семь лет), «Живи и помни» (поставлен к 65-летию Победы), «Мы рождены не для войны», этого года выпуска - «Еще немного… и Париж!», а также уйма сказок («Снежная королева», «Золушка», «Аленький цветочек», «Муха-Цокотуха», «Емеля»). Любительский коллектив подготовил уже девять театрализованных вахт памяти. Самодеятельные артисты проводят до 18 новогодних представлений. И участвуют едва ли не во всех мероприятиях Дворца творчества. Которых, пожалуй, наберется до полутора тысяч ежегодно. Такая творческая интенсивность, когда три-четыре репетиции уже воспринимаются как роскошь, в глазах ребят вполне оправдывает само название театра: «Фреш» - значит свежевыжатый!
Достоинства сызранского «Фреша» замечены жюри международного конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров», смотра-конкурса творческих коллективов и педагогических работников «Учительская весна», организаторами областного фестиваля «Легенда Жигулей», международного фестиваля «Радуга талантов», городского «Молодежная весна». За спектакль «Живи и помни» любительский театр «Фреш» стал дипломантом Всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества «От малой родины - до гражданина России». А Маргарита Клабукова в этом году получила звание лауреата первой степени девятого Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России». Единственным дефектом ее работы на тему о развитии творческой личности средствами самодеятельного театра стала последняя страница, где автор написала: «Списка используемой литературы НЕТ». Потому как все – из личного опыта.
Напоследок спрашиваю артистов:
- Что бы вы хотели еще сказать, но я вас об этом не спросила?
- Маргарите Георгиевне – спасибо! Мы никогда бы не были без нее такими, какими стали.
И хором, дружно, от души звучит троекратное:
- СПА-СИ-БО!!!
Чья команда ярко и искрометно выступала на городских маевках? Комсомольцев «Сельмаша».
На чьи первоапрельские представления в «Полтинник» ломился весь город? Их ставил сельмашевский театр «Экспромт». Подтверждаю - в эти дни в зале ДК не пустовало ни одно из 750 мест! Причем ребята – производственные мастера, итээровцы – репетировали после работы и выступали совершенно бесплатно. Вдохновить их на это умела комсомольский вожак с королевским именем. Она же – сценарист, режиссер-постановщик, конферансье, импровизатор, «утрясатель» бесконечных организационных вопросов, ответчик за «правильность идеологической линии» в «Золушке» и других спектаклях, миниатюрах.
Клабукова репетировала с агитбригадами. Стояла у истоков возрождения в Сызрани КВНовского движения в начале 80-х.
Плюс ко всему Маргарита Георгиевна всегда выступает «по пожарной части». В смысле, когда сроки горят и что-то надо срочно «изо-бразить». Подготовить команду (группу, коллектив) к выступлению на смотре (фестивале, конкурсе). Сочинить сценарий. Написать экспромт имениннику. Или, узнав, что в последний момент меняется сценическая площадка, переориентировать артистов на новое пространство.
Лидер по своей природе, Маргарита заразна неприподъемным для других чувством долга, а ярый оптимизм сочетается у нее с ярким юмором и эрудированностью. Наверное, потому так естественно вот уже 20 лет она смотрится во главе любительского театра «Фреш», несмотря на полное отсутствие педагогического и театрального образований.
С артистами «Фреш» мы беседовали во Дворце творчества детей и молодежи сразу после того, как именинники показали гостям праздника фрагменты из своих театральных работ. Спрашиваю:
- Я понимаю, когда девочка хочет на сцену, чтобы ею все восхищались, любовались, дарили аплодисменты. Но что может привлечь на театральные подмостки юношей?
Кирилл Романов:
- Ну так девочки и привлекают!
Михаил Гришин:
- Я с театром связался еще в начальной школе. Это затягивает: примеряешь на себя другую жизнь, всякие образы, роли, начинаешь задумываться, как бы ты себя повел в той или иной ситуации, описанной в пьесе - в «Шаге» или «Живи и помни».
Константин Антонов:
- Мне нравится сцена. Особенно «военные» спектакли.
Дебютант Виктор Костюк:
- Я понял: театр – это отдельная от всего остального мира жизнь!
Алексей Свиридов («ветеран» труппы, три года на сцене):
- Когда играю, отдыхаю от повседневной жизни. Театр вообще мне помог раскрыться как личности.
Максим Кутарин:
- Театр затягивает. Наверное, это состояние души.
Девичья позиция более эмоциональна.
Евгения Астахова:
- Вы посмотрите, какой у нас тут народ!
Алла Андреева, студентка медколледжа:
- Я смотрела на тех, кто выступает, и хотела быть такой же. Мне просто захотелось играть!
Луиза Аксянова в артистках ходит третий год, мечтает о профессиональной сцене и смотрит на свое увлечение серьезно:
- Я пришла сюда в поисках… чего-то! Во многом себя раньше пробовала. Только в театре разве что не была. Я думаю, человек должен быть многосторонне развит. Сцена - это преодоление себя, своих комплексов. Ты выходишь к зрителю и должен быть свободен от всего. Это стоит попробовать. И я поняла, что нужно над собой работать, серьезно заниматься.
Большинство из фрешевцев чувствуют себя хозяевами в ДТДиМ: они прошли через дворцовые студии, секции, отделения или сейчас сочетают занятия по нескольким направлениям творчества. Кто-то из артистов «Фреша» замечен в рядах волонтеров, как Ирина Ильясова, или в «Щите», в школе лидеров. А Дмитрий Семёнов, например, занят сразу в двух театрах Дворца творчества:
- Наш Театр мод «Золотая рыбка» хорошо дружит с «Фрешем». И, как положено золотой рыбке, помогает с костюмами…
Все эти старшеклассники, студенты и даже преподаватели (в составе труппы есть и молодой педагог-организатор Дворца творчества Любовь Барабанова) по меркам нынешнего времени очень даже нестандартны.
Конечно, они по-юношески амбициозны. Их спрашиваешь, какие у них любимые роли, и слышишь в ответ:
- Главные!
Они способны на поступок. Например, зимой в гимнастерках сниматься в видеоклипе «Развалины Сталинграда», как Михаил Гришин, Фирдавс Азизов (работу потом отправят в подарок экипажу гидрографического судна «Сызрань»). Или уж совсем неслыханную для современных девиц жертву – обрезать длинные ногти, которые не вяжутся с образом Зои Космодемьянской.
И, конечно, они максималисты. К отчаянию режиссера, напрочь отказываются играть роли фашистов, мотивируя так:
- Как я ветеранам в глаза потом смотреть буду? Закрывайте мне тогда лицо черной тряпкой!
Личный актерский опыт дарит те впечатления, что незнакомы их сверстникам. Слезы ветеранов в зрительном зале на «военных» спектаклях и театрализованных постановках. Потрясение воспитанников спецшколы Октябрьска, которых привозили во Дворец творчества на спектакль «Шаг». Овации зала и искреннее «спасибо» зрителей.
Но есть для них и закрытые тайны актерского мастерства.
- О чем бы вы хотели спросить профессиональных артистов, например, Сызранского драматического театра?
- Как вы преодолеваете волнение перед выходом на сцену?
- Как совмещаете личную жизнь с работой, когда постоянно приходится от чего-то отказываться?
- Вы себя полностью отдаете театру, живете им, все время в чьем-то образе. А когда-нибудь вы реальными бываете?
- Как думаете, зачем все-таки зритель приходит в театр?
Кстати, о зрителе. У «Фреша» нет в нем недостатка. Мне объясняют просто:
- Во дворце каждый день находится до тысячи школьников. За три дня до спектакля повесь объявление, и весь зал на 270 мест будет полон!
- А потом, у нас свободный вход и свободный зритель: не понравилось – встал и ушел!
Только вот почему-то не уходит публика. Хотя у артистов уже есть представление о сложном зрителе:
- Это маленькие дети, до пяти лет. Нужно очень стараться, чтобы держать их внимание.
- Это односторонне развитый человек, который дает эмоции «не в тему».
В репертуаре «Фреша» – «Шаг» (этому спектаклю на темы любви и наркозависимости семь лет), «Живи и помни» (поставлен к 65-летию Победы), «Мы рождены не для войны», этого года выпуска - «Еще немного… и Париж!», а также уйма сказок («Снежная королева», «Золушка», «Аленький цветочек», «Муха-Цокотуха», «Емеля»). Любительский коллектив подготовил уже девять театрализованных вахт памяти. Самодеятельные артисты проводят до 18 новогодних представлений. И участвуют едва ли не во всех мероприятиях Дворца творчества. Которых, пожалуй, наберется до полутора тысяч ежегодно. Такая творческая интенсивность, когда три-четыре репетиции уже воспринимаются как роскошь, в глазах ребят вполне оправдывает само название театра: «Фреш» - значит свежевыжатый!
Достоинства сызранского «Фреша» замечены жюри международного конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров», смотра-конкурса творческих коллективов и педагогических работников «Учительская весна», организаторами областного фестиваля «Легенда Жигулей», международного фестиваля «Радуга талантов», городского «Молодежная весна». За спектакль «Живи и помни» любительский театр «Фреш» стал дипломантом Всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества «От малой родины - до гражданина России». А Маргарита Клабукова в этом году получила звание лауреата первой степени девятого Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России». Единственным дефектом ее работы на тему о развитии творческой личности средствами самодеятельного театра стала последняя страница, где автор написала: «Списка используемой литературы НЕТ». Потому как все – из личного опыта.
Напоследок спрашиваю артистов:
- Что бы вы хотели еще сказать, но я вас об этом не спросила?- Маргарите Георгиевне – спасибо! Мы никогда бы не были без нее такими, какими стали.
И хором, дружно, от души звучит троекратное:
- СПА-СИ-БО!!!
Ольга ЧУГАЙ
ВВС №43
27 октября 2012
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.