Решим «Уравнение с неизвестными»?
Однажды актер владивостокского театра Тихоокеанского флота (ТОФ) Владимир Журавлёв написал пьесу «Уравнение с неизвестными» о непростой доле современных лицедеев-провинциалов. Она стала его первым драматургическим опытом. Летом прошлого года на сцене театра ТОФ состоялась художественная читка пьесы, а в ноябре - премьера постановки. Так случилось, что спектакль увидел актер сызранского театра Евгений Морозов (он родом из Владивостока, а на показ постановки его пригласили друзья). Пьеса впечатлила. Поэтому, когда нашим актерам было предложено поучаствовать в фестивале самостоятельных работ, выбор Евгения пал именно на это произведение. Морозов выступил не только в качестве режиссера спектакля. Он же - автор, читающий ремарки, и следователь.
- Мы обсудили пьесу и решили, что она актуальна для любого театра - хоть во Владивостоке, хоть в Сызрани, - говорит Евгений. - Кроме того, постановка представлена в формате малой сцены. В нашем городе его нет, но хочется, чтобы он появился.
На открытый показ спектакля, который состоялся 8 апреля, зрителей пришло немного. В основном это были сотрудники нашей драмы и околотеатральная публика из числа молодежи. Зрители разместились прямо на сцене и таким образом стали почти участниками происходящего действия. Началось оно в театральной курилке. Здесь собрались с сигаретами трое - актеры, а по совместительству еще и монтировщики, ибо денег на жизнь у них катастрофически не хватает. Ситуация беспросветна. Актеры (Сергей Михалкин, Николай Гонтаренко, Владимир Мухтаров) постепенно опускаются, тратя заработанное на выпивку, чтобы хоть как-то расслабиться после очередного неинтересного им спектакля.
В пьяном угаре у актеров вдруг рождается мысль, постепенно обретающая реальные очертания: рвануть в Москву, чтобы использовать второй шанс. Кстати, тема выпавшего жребия не раз всплывает в спектакле. Ее сценическое воплощение - игральные кубики, они же - столы, стулья, кровати. В остальном декораций минимум. Что как раз и свойственно для формата малой сцены, позволяющего видеть актеров крупным планом. Здесь они уже тем более не имеют права на неискренность, недоработку. Наши актеры и не солгали зрителям. Можно с полным правом сказать: справились успешно!
Действие постепенно ускоряется, сменяя пространственные планы: курилка, общага, некая комната с барной стойкой и проституткой (ее играет Любовь Сазонова)... Чтобы осуществить свою мечту, актеры решают ограбить банк, для чего берут себе клички: Икс, Игрек и Зет. И делают это так, как все происходило бы на сцене. Границы восприятия реальности сдвигаются. Естественно, попытка терпит неудачу. Герой Гонтаренко убит, его напарники успевают скрыться, но вскоре один из них пускает в другого пулю, а сам сходит с ума. И реальность вновь приобретает какие-то причудливые формы. Вместе с тем спектакль претендует на документализм воспроизведения действительности, поскольку в нем есть и ненормативная лексика, и грубость, и абсолютное обнажение человеческих пороков. Словом, данная постановка, скорее, со знаком 18+.
В спектакле есть над чем поразмышлять, но есть над чем и посмеяться. Однако только ли об актерах он? Несмотря на явно театральную историю, нет. Он - о нереализованности в жизни, верности себе независимо от профессии. Основная мысль спектакля вложена в уста героя Николая Гонтаренко. Он сказал:
- Сначала у меня было чувство, что я изменяю мир, а потом стал все больше и больше чувствовать свою ненужность. И театру, и городу, и стране! Прочитав столько книг, я понял только одно: я - неудачник. Может быть, в России действительно лучше быть каким-нибудь бандитом...
Добавим: члены худсовета практически единодушно проголосовали за вхождение спектакля в репертуар. Хорошо отозвался о нем и главреж сызранской драмы Владимир Калялин. Надеемся, что в репертуаре окажется и комедия «Детектор лжи», так понравившаяся участникам акции «Ночь в театре».
Елена ОСИПОВА
ВВ №28
15 апреля 2014
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.