Учиться будем по новым стандартам
Со следующего учебного года российские школы, лицеи, техникумы и вузы
начнут жить по федеральному государственному образовательному стандарту
(ФГОС). Государственная Дума РФ приняла ряд поправок в законы «Об
образовании» и «О высшем вузовском и послевузовском профессиональном
образовании», а Совет Федерации их уже одобрил.
- Постойте! - воскликнет внимательный и вдумчивый читатель. - Так образовательные стандарты уже были!
Конечно, были. И претворялись они в жизнь через так называемые
федеральные, региональные и школьные компоненты базисного учебного
плана и требования к обязательному минимуму содержания образовательных
программ. Проще говоря, до последнего времени в наших школах
регламентировалось практически все: от количества часов на тот или иной
предмет до набора знаний, умений и навыков, который ребенок должен был
усвоить.
Это привело к парадоксу. С одной стороны, нагрузка на школьников
выросла, причем - существенно. С другой - количество учебных часов на
усвоение действительно нужного материала по ряду дисциплин уменьшилось.
В итоге уровень образования стал стремиться к тому, каким он был еще в
церковно-приходской школе.
Такое положение дел не устраивало никого: ни родителей, ни вузы, ни
работодателей, ни правительство. И вот наконец-то новые стандарты,
разработанные под современные требования, приняты!
В чем же их суть? ФГОС включают требования к основным образовательным
программам - к их структуре, соотношению между гуманитарными и
естественнонаучными дисциплинами, а также между обязательной и
вариативной частями. Определяют, какие знания, умения и компетенции
обязаны освоить учащиеся. И, наконец, в каких условиях все это должно
реализовываться, то есть с каким материально-техническим и кадровым
обеспечением учебного процесса.
Причем, по словам замминистра образования РФ И. Калины, «школы ни в
коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с
учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона».
В новом стандарте - две части: инвариантная и вариативная. В начальной
школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант,
а незначительная доля - изменяема.
В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать
учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам
экспертов, вариативная часть может достигать трети основной
образовательной программы. Она наполняется самим образовательным
учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и
потребностями учащихся данной школы.
Свои «фишки» предусмотрены и для профессиональной школы. А вот для
дошкольного и послевузовского образования введут свою систему
требований.
Словом, наше образование вместо нынешней тотальной регламентации
наконец-то получит возможность выбора. Кроме того, наполняются новым
значением слова об индивидуальной образовательной траектории каждого
конкретного представителя подрастающего поколения. И, конечно же,
переход к профильному обучению становится более осмысленным процессом.
Что же дает обществу введение федерального стандарта? Теперь в стране
будет единое образовательное пространство - от Калининграда до Чукотки.
Кроме того, наконец-то наступит преемственность всех ступеней
образования - от начальных классов до вуза.
Остается сказать, что ФГОС будет вводиться постепенно! В следующем
учебном году на него перейдет только начальная ступень школьного
образования. Основная школа начнет учить по новому стандарту с 2009-го,
старшие классы и вузы - с первого сентября 2010 года.
Андрей Илюшин
ВВС №49
8 декабря 2007
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.