О шедеврах в шедевре: как самарская Третьяковка стала сокровищницей смыслов
Открытие филиала Третьяковской галереи состоялось 30 мая в Самаре. Эксклюзивный репортаж о шедеврах в шедевре подготовили корреспонденты «Маленькой Сызрани». Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре разместился в здании бывшей фабрики-кухни завода № 42 имени А.А.Масленникова: построенное в форме серпа и молота в 1930–1932 годах первой русской женщиной-архитектором Екатериной Максимовой здание по праву считается шедевром советского конструктивизма – оно единственное в мире такое.
Специалисты от архитектуры конструктивизм считают, скорее, не столько стилем, сколько методом. И, надо отметить, именно сейчас метод советского конструктивизма - огромное поле для изучения, экспериментов сопричастных к архитектурной деятельности современных специалистов.
Надо понимать, что именно смыслы стали красной нитью как в самом выборе места для размещения филиала галереи, так и открывающая его экспозиция: от пищи в привычном понимании – еды, до пищи духовной.
Впрочем, обо всем по порядку: место, которое было выбрано для филиала художественной сокровищницы страны, несомненно, заслуживает отдельного рассказа, но центральным событием все-таки стала экспозиция картин и арт-объектов.
Картины – это не скучно! («предвкушение»)Сегодня музей – как институция, как культурный феномен – не только источник эстетического удовольствия. Современная галерея перестает быть местом, где нужно ходить и томно вздыхать перед картинами. Скорее даже наоборот: ставка делается на просветительскую составляющую, на познавательный интерес и, самое главное, на интерактив - вовлечение зрителя в диалог, будь он с автором или экскурсоводом. Кстати, к самому понятию экскурсовода в самарском филиале Третьяковки подошли именно с позиции интерактивности: медиатор - новый формат ведущего, приглашающего зрителя к исследованию, к движению ума и сердца, этакий «профессиональный друг», с которым интересно сходить туда, где обычно скучно.
Сказать, что в филиале Третьяковки скучно – ни у кого язык не повернется, даже у самого далекого от высокого искусства человека. Возможно, именно благодаря формату работы с публикой: медиатор не сыплет сухими фактами, а, скорее, он собеседник, задающий некие вопросы, подталкивающий к мыслительному процессу, обмену ассоциациями. Самого Павла Третьякова, открывшего свою галерею, преследовала идея-фикс – изжить категорию отбора посетителей, сделать искусство доступным для всех. Над чем, собственно, самарский филиал и начал работать через новые форматы взаимодействия с публикой.
Амбивалентность трапезы («услаждение»)Премьерная выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» охватывает внушительный период - с 20-х годов XIX века до современности.
Экспозиция включает в себя 82 произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи, а также 10 произведений из частных собраний. Это подлинники известных работ русских художников - «Завтрак Аристократа» Павла Федотова, «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Земство обедает» Григория Мясоедова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской. Впервые после реставрации представлена знаменитая картина Василия Перова «Охотники на привале». Никакой экран или даже репродукции не передают той (совершенно неожиданной! – прим.авт.) динамики сюжета. А еще - эта картина очень большая по размерам, и ее интересно рассматривать в деталировке, которая по факту недоступна в более мелком формате.
Но рассказывать об отдельных картинах – бессмысленно. Потому как экспозиция организована по последовательности ассоциативных ансамблей произведений искусства, охватывающих периоды Российской империи, Советского Союза и современной России.
За основу экспозиции взят сюжет трапезы: первое, второе и третье – в порядке меню: цепочка, повторяющая ритмику человеческий состояний, связанных с утолением голода и удовольствием от еды. «Предвкушение» - «услаждение» - «пресыщение» - образы еды определяют целый ряд символических сюжетов – от библейского грехопадения до инструмента критики, вскрывающей человеческие пороки, чрезмерность потребления. Еда в экспозиции картин – это ценности, сакральные смыслы и гедонизм. Еда вернулась в стены Фабрики-кухни – утопического конвейера – не как нечто материальное и бытовое, но как образ, в виде пищи духовной.
Совокупность испытываемых зрителем состояний имеет метафорический порядок – пройдя «путь тела», он проходит «путь духа», возвращаясь после в исходную точку. У кого-то еще есть сомнения, что выставка картин – это скучное разглядывание?!
Премьерная экспозиция самарского филиала Третьяковской галереи – о фундаментальном ощущении жизни в каждом из нас, и материальной квинтэссенцией которого и является еда.
Между искусством и цинизмом («пресыщение»)Не побоюсь провести аналогию самого проекта филиала Третьяковки с социальными процессами. Эмблематично тут многое: освобождение от условностей и норм аристократического этикета в образах купеческого чревоугодия, глобализация и перепроизводство современного мира. И если хлеб в начале экспозиции демонстрировал то, что каждый может добыть себе сам, то чем ближе по времени к современности творил художник – тем обличительнее раскрывается тема ненасытного потребления. Кричащий арт-объект современника Владимира Козина «Курица» наглядно демонстрирует творящийся сегодня абсурд: огромная куриная тушка из…автомобильной резины и проволоки и тонко настроенное освещение объекта так причудливо играет тенями, что ощущение самообмана ты еще долго «носишь» с собой...
Именно пресыщение – пожалуй, самая сильная из идей, транслируемых организаторами премьерной экспозиции. Особенно это подчеркивается работа современников: порой даже сложно понять, где прошла эта граница между искусством и цинизмом. Очень злободневно, очень актуально! Чего стоит работа «Плоды Мичурина» Григория Литичевского – пластмассовые грибочки говорят не только об абсурде в погоне за разнообразием, сколько о циничности самого отношения человека к естественности. Да, мир сошел с ума. Но кто сказал, что ты обязан следовать за ним?
Впрочем, если о выставках – пусть даже и таких масштабных и знаковых – и читать, то лишь ради векторов, уловив которые надо … просто самим поехать в галерею и посмотреть! Благо, все основные векторы уже заложены природой, архитектурой здания и концепцией экспозиции.
В продолжение репортажа в ближайшие дни корреспонденты «Маленькой Сызрани» расскажут (и покажут!) читателям об еще одной экспозиции открывшегося филиала Третьяковской галереи в Самаре – выставке, посвященной самой Фабрике-кухне, ее создательнице Екатерине Максимовой и феномену кухни времен Страны Советов.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.