Более-менее откровенный разговор с известным в Сызрани человеком, которого не все и не везде узнают
Читатель любит узнавать что-то новое об известных людях: публичные личности принадлежат не только себе, они становятся частью жизни общества, со всеми тайнами, страстями и естественным желанием их спрятать. Сегодня мы поговорим не с политиком, не с коммерсантом - собеседником корреспондента портала «маленькая Сызрань» стал главный режиссер сызранского театра Олег Шахов. Руководитель труппы поделился, более-менее откровенно, своими планами, трудностями, курьезами, отношением к любви, к подчиненным, к окружающему миру и попыткам с ним совладать.
Как Олега Шахова узнали в диспансере- Меня, как оказалось, не узнают даже в учреждениях культуры - а ведь я такой один во всем городе. В одном только месте меня сразу узнали - в психоневрологическом диспансере, куда я зашел за справкой для работы, - вспоминает Олег Геннадьевич, как он воспользовался своей популярностью у пациентов и прошел без очереди. - Когда меня не узнают, я говорю: «Значит, вы не ходите в театр! Иначе бы узнали...»
Олег Шахов, ученик знаменитого Марка Захарова, родился на Кавказе и до 4,5 лет жил в поселке Варламово, после чего семья уехала надолго из наших мест. В Варламово будущий главный режиссер жил напротив дома культуры, в одном из двух 2-этажных зданий (как знать, может быть, когда-нибудь там будет установлен памятник: Олег Шахов, например - с баяном в окружении артистов... ). Извилистые дороги судьбы в 2014 году привели Олега Геннадьевича на должность главного режиссера сызранской драмы. 10 августа у руководителя юбилей - 10 лет, но сам главреж эту дату не признает и считает, что он в сызранском театре с 1997 года, но - с перерывами. Тогда, в конце 90-х, Олег Шахов поставил в Сызрани 7 спектаклей, а потом... Времена были тяжелые, «странные», как сказал режиссер, и он пошел работать в телекомпанию СКАТ в Самаре.
- Я самоучка, немного понимал построение кадра, освещение, мизансцену. Работал оператором, потом режиссером в студии. Кое-чего достиг, - скромно говорит Олег Геннадьевич, - номинировался на Всероссийский конкурс «ТЕФИ регион», но премию не получил. За годы работы снимал известных людей с именами федерального масштаба. За победу в конкурсе «Культура на телевидении» в 2004 году нас отправляли на неделю в корпорацию BBC. Телевизионщики очень интересовались нашими архивными съемками с участием первых лиц из правительства - но мы им ничего не дали.
О личной жизниСухо, кратко, не очень охотно:
- Бог, наверное, решил меня наказать за прежнюю жизнь и, как в поговорке, родил в эпоху перемен. На мне всегда все кончается; если я скоплю деньги - то обязательно будет деноминация; родили с женой двух сыновей - но до того как государство стало поддерживать семьи мат. капиталом. Судьба такая...
У Олега Шахова два сына, одному скоро исполнится 18 лет, второму - 26, оба живут в Самаре. Брак с женой распался. Как сказал главный режиссер, отвечая на вопросы о личном - он верит в любовь. А потому что - как тогда жить, если не верить?
К слову, в ГИТИС будущий главный режиссер нашего театра поступил также с женой. К огромному удивлению, приняли обоих - хотя конкурс, на первом этапе, был 900 человек на место, а позже, после первых консультаций - 40 человек на место. О своей учебе у великого режиссера Марка Захарова Олег Шахов может рассказывать долго, и не раз делал это в других интервью. Сейчас же отметим лишь, что и в этом случае Олег Шахов попал на время перемен: поступал в театральный вуз при СССР, а поехал учиться осенью уже в другой стране, застал «лихие 90-е», стрельбу из танка по Белому дому, безденежье, трудности с распределением, отсутствие подработок и т.д.
- Распространяются ли эти неудачи - нет, назовем их «испытания» - на Ваши спектакли? - Сложно, когда у человека есть выбор. Это и страшно, и трудно, - отмечает режиссер. - Тогда, в 1997 году, Сергей Салмин пригласил меня в сызранский театр. Я поставил 7 спектаклей, а затем творческая дорога на несколько лет увела меня из Сызрани. С 2014 года я - главный режиссер сызранской драмы. Мы вместе с труппой пережили и пандемию, и ремонт театра. Было трудно удержать труппу при такой неопределенности - так что цепь испытаний продолжается. Приезжие артисты в ту пору разъехались... Вообще, это проблема провинциального театра, здесь сложно удержать труппу - но у нас она есть, и даже есть костяк, семейственность - я имею ввиду Дымову, Андруховича и Барковскую... Сызранский театр уникален, несмотря на то, что он считается провинциальным. Здесь остаются те, кто хочет работать по-настоящему. Этим людям чужды интриги, стремление выделиться за счет другого. Мне очень нравится работать с такими актерами. В нашем театре есть традиции, наше дело продолжается, живет, и это дает молодежи силы на терпение. Анатолий Карпов, например, сейчас - ведущий молодой артист сызранского театра. У него 31 роль, в текущем репертуаре. Диана Донских - 26 ролей, много ролей у Оксаны Аксаковой. Затем, у нас есть Калялин, Бурнаев, Штиль, Морозов, другие известные, опытные артисты, они - пример для молодежи.
Об отношениях с артистами и их отношении к театру - Бывают с артистами ссоры, «драки» творческие. В чем недовольство труппы главным режиссером Шаховым? И что, на Ваш взгляд, труппу удовлетворяет? - Когда артист поступает на службу, он должен понять: театр - это производство. Мы получаем муниципальное задание на постановку спектаклей. Требования в работе - высокие: молодого артиста уже никто здесь учить не станет. Ищи сам системы упражнений, совершенствуйся, никто не мешает - но и помогать в этом плане не станет. Нужен учитель - сам себе его находи. А актерам хотелось бы иметь наставников... Со становлением на сцене, конечно, сложно. Хотя, в нашем театре у артистов есть возможность созреть, у них есть шанс на ошибки. В нашем театре благодатная среда для совершенствования в профессии - но нужно самому стараться и хотеть этого, и еще - находить взаимопонимание с коллегами и со мной.
- С каждым годом на сцене сызранского театра все больше выпускников местного колледжа искусств и все меньше - актеров с «настоящим», высшим профессиональным образованием... - Я вообще не понимаю, куда исчезают выпускники театральных вузов! Ежегодно выпускаются целые курсы - а потом словно растворяются в воздухе. Все едут в Москву? Но московские театры не в силах принять всех! Объяснение одно: они изменяют своему призванию и начинают трудиться в другой профессии. Театров, конечно, в Москве стало больше, но... Поиск новых артистов сейчас зачастую ведется через интернет. Актеры пишут, проходят онлайн прослушивание, но потом столица их сманивает. Вот, и артист нашей труппы Александр Антонов уехал в столицу, - видно, что для главного режиссера кадровый вопрос болезненен. - Очень редко кто из актеров с высшим образованием приезжает в провинцию.
- Кадровый вопрос, вероятно, повлиял в какой-то мере и на планы театра на лето?- Многое будет зависеть от состава труппы и финансирования. В штате 24 единицы актеров, но он не заполнен полностью. Ушли некоторые актеры. Ушел Сергей Малышев... но я не стану это решение комментировать. Актрисы-девушки, бывает, уходят в декрет - полагаю, мы на время «простимся» с одной из наших актрис. Планов, конечно, много, и много работы над репертуаром будущего сезона. Так, например, 31 мая мы провели прогон нового спектакля, который откроет театральный сезон в сентябре этого года, по пьесе Лермонтова «Маскарад» (12+). Сейчас могу сказать, в спектакле - необычные декорации, и само прочтение интересно - режиссером Александром Лебедевым был взят тот вариант текста, который некогда был запрещен царской цензурой...
Летом в театр приедет молодой режиссер из Санкт-Петербурга. Он поставит на сцене Льва Толстого, «Счастливое семейство» и «Крейцерову сонату» (12+). Посмотрим, что выйдет из этого опыта. Летом труппа не планирует ездить на гастроли, у нас - много планов, предстоит много работы.
- Ранее в разговоре вы упомянули о пошлости на сцене. Как на Ваш взгляд, темы «ниже пояса»
приемлемы для сцены? - В принципе, да - но только для своего зрителя. У нашего театра, провинциального, задача просветительская. Мы не вправе выбирать только одно направление. Если людям неинтересны твои изыски - зритель просто не придет, и все. Есть разная драматургия. Например, пьеса «Родня» - добрая, простая, похожа на анекдот. Или «Любовь и голуби»: разве это высокий материал? Бытовая тема, в какой -то мере ниже пояса, но благодаря таланту автора - вполне хорошая. Не всегда же нам Шекспира играть! У нашего театра есть своя специфика: легкость, веселость. Зрители это ценят.
- Считаете ли Вы себя провинциальным режиссером? Во всех смыслах этого слова. В столичных театрах сейчас имеется дефицит режиссеров: не предлагали ли Вам перейти на московскую сцену? - Почему-то не предлагали... Может быть, не знают обо мне. Да я особо и не стремлюсь. Я не люблю Москву, это город загонов для людей, он мне напоминает большую звериную ферму. Хотя, там можно зарабатывать деньги, но нужно вписаться в эти загоны. А я люблю простор, я не хочу быть в потоке. Я хочу выбрать любую из 18 дорог. А по поводу провинциальности, есть такая беда - выгорание, опустошенность. Но я не завидую другим режиссерам, потому что у меня почему-то идеи не кончаются! Пусть завидуют мне. В столице можно поставить один спектакль и годами на нем зарабатывать. А я с 2014 года сделал более 30 спектаклей. Они спрашивают: как же ты это делаешь? Ну... муниципальное задание, по 7 спектаклей в год, никто не отменял.
-Кстати, о 18 дорогах. Вы любите поездки на велосипеде, почти всегда уезжаете в одиночестве и далеко. Хочется отдохнуть от людей? - Нет, я люблю людей, мне нравится общаться с ними, от самых простых, дворников, алкоголиков - и до такого корифея, как Марк Захаров, или известные критики. Однажды, помню, пили шампанское на троих с одним из бывших губернаторов и послом в России одной из европейских стран. Не то чтобы мы такие друзья были, - уточняет режиссер, - но получилось так, что я мимо них проходил, они как раз шампанское пили, и меня пригласили...
- Сказали: третьим будешь?- Да, пригласили. Интересные собеседники оказались! Почему вспомнился этот случай: я даю артистам молодым задание - научиться подходить к незнакомому человеку и разговаривать с ним. Так уничтожается страх актера перед публикой.
О критике в адрес театра - Известный режиссер Петр Монастырский как-то сказал о сызранском театре: там дикие, неотесанные актеры. Пусть дикие! И критики нас постоянно критикуют - а зрителю нравится. У нас, может, спектакли и кривые - но они живые! Считаю, что критики на нас просто упражняются. Чаще всего нас критикуют при участии в фестивалях: ведь за одно и то же можно и поругать, и похвалить, но ситуация складывается так, что нужно бы поругать... Есть модные приемы при постановках - например, работа с фактурой. Это не совсем понятно зрителю, а критики любят необычные, вычурные визуальные эффекты. На мой взгляд, за красивыми эффектами уходит главное: а про что, собственно, сам спектакль? Что он дал людям, для души? Я сказал труппе: давайте делать не для критиков, а для людей, чтобы интересно было.
- Часто ли Вас выручает чувство юмора?
- Это таблетка, которую Бог нам дал и сказал: будет тебе плохо - прими! А лучше принимай каждый день для профилактики. Людям, у которых нет чувства юмора, везде видится нечто грязное. А жизнь намного ярче, богаче, чем представляется нашему воображению. Не нужно самим создавать вокруг себя невыносимую обстановку. Нужно прощать чьи-то слабости, и конфликтов станет меньше.
О тех, кто помогает жить- Есть ли у Вас друзья?
- Это единственное, ради чего стоит жить. Я не могу сказать, сколько у меня друзей. Бывает, что не видишься с человеком долго-долго, а потом увидишься - и как будто не было этих лет. Дружба - это простота контакта, по-моему.
- Вы упомянули о велосипеде, который помогает Вам открыть все 18 дорог. - С ним я открыл для себя Усолье, например. Едешь - и ни с кем не общаешься, даже с собой, и словно вокруг тебя все останавливается. Ты - один в некоей среде, и ты начинаешь видеть не цель, к которой стремился, а сам процесс - ты едешь и едешь - это увлекательно. Мы стремимся к цели - а она может оказаться эфимерной, а пути мы не замечаем. Поэтому быстро пролетает жизнь, мы слишком стремимся быстрее достичь цели. А само направление тоже интересно.
- Дайте сами себе характеристику, нарисуйте свой портрет.
-Сколько бы меня не пытались рисовать художники, получается кто угодно, только не Олег Шахов. Однажды меня рисовали одновременно 14 художников - и получилось 14 разных людей. И ни один на меня не похож. Даже карикатуристы не смогли меня нарисовать. Наверное, я очень скрытный.
- Это видно с первого взгляда.- По характеру мне ближе люди, которые немного - художники, немного - мистики, в них понемногу есть все! Человек должен уметь добиться успеха в разных видах деятельности. Школьнику говорят: ты должен решить, кем ты станешь. А я смотрю кино про врачей - и хочу стать врачом, смотрю про полярников - хочу, про моряков - хочу! Я не готов заниматься чем-то одним, нужно попробовать все - и это возможно как раз в театре, стать всеми. Это не поверхностность характера, человек должен попробовать себя в разных ситуациях и профессиях, и во всем доходить до сути.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.