Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


История города > досызранская эпоха

Современники фараонов



«Какое ж бы на сем месте издревле было поселение, жители сего города не знают, но и поныне в курганах великое множество человеческих костей находят, почему доказывает, что или жестокая баталия, на коей множество людей погибло, или от чрезвычайной моровой язвы так погребаемы были».
Эти строки из отчета руководителя сенатской комиссии подполковника Свечина, написанные в 1765 году, являются первым упоминанием о следах далекого бронзового века в наших краях. Именно от этой поры остались на нашей земле величественные и таинственные памятники – курганы. Они внушали суеверный страх, манили любителей легкой наживы, искавших там сокровища могучих царей и находивших лишь кости, горшки, да угли. Это рождало новые легенды о зачарованных кладах, заклятьях древних колдунов, обращающих золото в черепки и пепел.
Потом пришли ученые, которые и пролили свет на огромную цивилизацию, существовавшую на востоке Европы во втором тысячелетии до нашей эры. В науке этот период называется бронзовым веком, потому что именно этот сплав стал основой тогдашнего хозяйства и определил огромный прорыв вперед во всех сторонах жизни. А еще это было время повсеместного строительства огромных усыпальниц. Словно сговорившись, самые разные народы, от Египта и Междуречья до поволжских степей стали сооружать гигантские пирамиды. В долине Нила из камня, на берегах Евфрата из глиняных кирпичей, а евразийских степях из земли. Некоторые степные пирамиды в наших краях достигают в окружности более ста, а в высоту более пяти метров. Ученые подсчитали, что для их сооружения потребовался непрерывный труд тысячи людей на протяжении почти двух месяцев. Если провести сравнение с современным хозяйством, то можно смело утверждать, что древние люди затратили на строительство этих курганных комплексов намного больше усилий, чем мы на покорение космоса.
Зачем? Чтобы подчеркнуть величие погребенных? Почему тогда с ними в загробный мир отправился столь скромный инвентарь, пугавший даже кладоискателей? Пара горшков, минимум украшений. Что-то здесь не так. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается у непосвященного человека, начинающего читать ученые труды о той почти мифической эпохе.  Но, археологам, наверное, видней. Так что, дадим им слово.
Первые курганы в наших краях возвели племена, которые условно называют «ямной культурой».  Считается, что было это в третьем тысячелетии до нашей эры. Мы, наверное, никогда не узнаем, как называли эти люди себя сами. В отличие от своих современников шумеров и египтян, наши древние земляки не оставили письменных памятников. Все, что мы о них знаем, добыто лопатой археологов. Кропотливо, метр за метром эти неутомимые труженики науки, просеивая каждый сантиметр земли, тщательно собирая каждый осколочек, описывая и систематизируя каждую косточку и черепок, восстанавливают картину жизни той далекой эпохи.
Первых строителей степных пирамид они назвали «ямниками» потому что те хоронили умерших в больших прямоугольных ямах. Что тогда происходило в приволжских степях трудно сказать, но большинство ученых считает, что это были прямые потомки местных племен времен энеолита – меднокаменного века. Они еще применяли кремневые орудия, но в их быту уже появился, хоть и очень дорогой, но куда более эффективный материал – бронза. Получали его с Кавказа.
Бронза перевернула весь тогдашний мир. Она стала первым в истории стратегическим товаром. Ведь для превращения мягкой и малополезной меди в твердый сплав требовалось, прежде всего, олово. Металл довольно редкий. Можно было, конечно, заменить его мышьяком или сурьмой, но это уже не то. Обладавший бронзовым оружием получал огромные преимущества перед соседями, поэтому олово, превращающее медь в бронзу сразу сделалось символом власти. Отголоски этого сохранились в астрологии. Там олово является металлом Юпитера – царя богов. Караваны купцов, всеми правдами и неправдами желавших добраться до этого стратегического товара, устремлялись в самые далекие земли, да и сама профессиональные торговцы появилась лишь тогда.
Люди все больше узнавали об окружающем мире, и это отражалось на всем.  Вот в таких условиях и появились в Поволжье первые курганы. Их создатели безраздельно господствовали на степных просторах от Днепра до Урала и от Самарской Луки до Каспия. Были они кочевниками, во всяком случае, их поселений так и не обнаружили. Все, что о них знают, рассказали могилы.
Основой хозяйства на рубеже II-III тысячелетий до нашей эры являлось овцеводство. Овца неприхотлива, хорошо приспособлена к степной жизни. Использовали «ямники» крупный рогатый скот и лошадей, но, видимо, большой роли эти животные не играли. Тогда же было изобретено колесо.
Мы как-то привыкли к мысли, что наш край находился где-то на далекой периферии ойкумены, а все главные события происходили в Египте, Шумере или Индии. Оказывается, это не так. Именно в наших краях человек изобрел удила, колесницы. Именно здесь был создан новый род войск – кавалерия, который вскоре перевернет всю мировую историю. Произойдет это позже, и мы об этом еще поговорим, а сейчас лишь запомним эти первые колеса от повозок, в которые запрягали пока не лошадей, а быков.
Определенную роль в жизни «ямников» играли охота и рыболовство, кости диких животных и рыбы попадаются довольно часто. А вот следов свиньи не обнаружено вовсе.
В районе Сызрани проходила северная граница обитания первых кочевников бронзового века. Их курганы раскопаны совсем рядом, в Приволжском районе. Там исследован, так называемый Кашпирский могильник. Обнаружены следы огня в погребениях и даже обожженные кости умерших. Говорят, для того времени это нетипично. Вещей в загробный мир отправляли мало. Сосуды с круглым дном, слепленные вручную и обожженные на костре, листовидные ножи из меди, украшения из кости и рога, гарпуны. Найдены изделия из метеоритного железа. Это особенно интересно, если учесть, что в том же Древнем Египте подобные находки относят к гораздо более позднему времени. Наши лет на 600-700 старше. В Кашпирском могильнике обнаружены следы ям от столбов, которые окружали погребение. Что это значило, остается только гадать.
Вот, пожалуй, и все, что можно более или менее определенно сказать о людях, более тысячи лет хозяйничавших в заволжских степях. Они были современниками Хеопса и Гильгамеша, зачем-то насыпали громадные курганы, поддерживали тесные торговые связи с Кавказом. Но, несмотря на кажущуюся скудость их материальной культуры, эти люди были не столь просты. Их жизнью управляли некие сложнейшие идеи нам, с высоты нашего сегодняшнего мышления, недоступные. Не зря же они строили эти многометровые земляные пирамиды, совершали сложные обряды. Был во всем этом некий особый смысл, тайну которого «ямники» навеки унесли с собой, как и свой настоящее имя.
Но, ничто не проходит бесследно. Возможно, многое из своих знаний и обычаев «ямники» передали пришедшим им на смену племенам, чтобы потом все это дошло уже до наших дней уже в виде мифов и легенд. А, говоря о наследниках, мы все чаще будем использовать название известное, наверное, каждому. Арии. По единодушному мнению историков, именно в наших краях был тот «котел народов» где выплавилась эта цивилизация, распространившаяся затем на половину земного шара.
Нужно лишь не забыть ее северную составляющую. Мы ведь помним, что наш край всегда был местом трех культур. Южной, степной, раскинувшейся до Каспия и Кавказа, северной, лесной – от Балтики  до Урала, и местной, спрятавшейся в укромных урочищах правобережья Волги.
Бронзовый век не был исключением из этого правила. В лесах севернее реки Сызранки тогда жили, так называемые, фатьяновские племена. Археологи еще называют их «люди боевых топоров». Именно такое оружие стало отличительной особенностью этого народа. Почему-то обитатели лесов всегда были почитателями именно топоров. И в более раннем неолите, и  в более позднее время. Только теперь к каменным прибавились и бронзовые. Видимо, похожий культ мы видим у американских индейцев с их томагавками. Во всяком случае, аналогии напрашиваются.
Ближайшие от нас поселения фатьяновцев обнаружены в Ульяновской области. В нашей же округе, как водиться, никто ничего не искал. Фатьяновцы жили в небольших поселках на высоких берегах рек. Они занимали огромные территории до самого Балтийского моря. Некоторые ученые считают их предками германцев, балтов и славян.
Эти люди больше пользовались по старинке каменными орудиями, хотя хорошо знали и металлы. На местах обитания фатьяновцев находят и  медные топоры, и медные украшения, и другие изделия. Они изготавливали украшенную богатым геометрическим орнаментом керамику, а умерших хоронили в специальных деревянных сооружениях.
 Мир фатьяновцев сильно отличался от степного приволья южных соседей «ямников». Их жизнь протекала под сумрачным простором дремучих лесов, в небольших поселках, у берегов рек. Хозяйство их принято называть комплексным. Они и охотились, и рыбу ловили, и скот разводили. Жили замкнуто, но от внешнего мира себя совсем не отделяли. Вся огромная фатьяновская цивилизация несомненно поддерживала тесные связи внутри себя. Это было необходимо, прежде всего, для торговли кремнем и медью. Возможно, были у этих народов и какие-то единые священные места. Вот здесь мы перейдем к третьей культуре, следы которой пока обнаружены лишь в наших краях на границе леса и степи по правому берегу Волги.
В науке она называется лбищенско-вольской. Если плыть из Сызрани в Самару, то недалеко за Переволоками у села Лбище есть гора в Жигулях. На ней и обнаружено недавно городище, отнесенное ко второму тысячелетию до нашей эры. Найденные там изделия и керамика сильно отличались от тех, что встречались к северу и к югу. Но, самое интересное, что вещи «южан» и «северян» тоже присутствовали. Создавалось ощущение, что здесь было некое место встречи и общения тех и других. Кроме того, поселение было укреплено. Ни «ямникам», ни фатьяновцам это было не свойственно.
В городище нашли следы жилищ, углубленных в землю, множество сосудов, попалась даже древняя золотая подвеска. Затем подобное городище нашли невдалеке от Вольска, там в народе оно называлось «Чертово блюдечко». Потом, километрах в 50-ти к югу от Сызрани нашли захоронения этой культуры.
На основании полученных данных ученые пришли к выводу, что обитатели загадочных городищ жили здесь со времен энеолита. На лбищенской горе, вообще нашли следы огромной мастерской каменного века, где некогда изготавливали орудия из кремня. Может это были места, где сохранялись вековые традиции, накапливались знания. Ведь начало бронзового века по всей Европе ознаменовалось строительством астрономических комплексом, мегалитов, подобных легендарному Стоунхенджу. Жизнь усложнялась, хозяйству требовался календарь, а создать его можно было лишь в результате многовековых наблюдений. Обладание календарем давало огромные преимущества, облекалось в сложные религиозные и обрядовые формы. Наступал период, когда все больше и больше ценились знания.
Внимательный читатель, наверняка, заметил, что Сызрань является как бы белым пятном на правобережье между Лбищем и Вольском. А ведь на территории нашего кремля находилось некое древнее городище. Очень может быть, что его история так же уходит в бронзовый век. Но это уже вопрос будущих археологических исследований.
Наш край в ту далекую эпоху совсем не был культурным захолустьем. В наших степях развивали искусство верховой езды, создавали колесницы, сооружали величественные курганы, на которых совершали красочные обряды. Не менее интересной и напряженной, хоть и скрытой от посторонних глаз, жизнью жили в окрестных лесах. Они не были технически отсталыми людьми, о чем говорят те же каменные топоры с просверленной проушиной. В том же Древнем Египте долгое время просто привязывали топор к топорищу. Жители степей поддерживали тесные связи с народами Кавказа, а те с государствами Месопотамии, так что мифический Гильгамеш вполне мог побывать в наших краях.
Здешние боги тоже добирались до Средиземноморья. В греческой мифологии во втором тысячелетии до нашей эры появился новый очень необычный бог. Звали его Пан. Был он бородат, волосат, сексуально озабочен и прост в обращении. Любил вино, веселье и женщин. Эдакий «поручик Ржевский» древнего Олимпа. Считался он покровителем пастухов и играл на свирели, сделанной из нескольких трубочек разной величины. В Древней Греции такого инструмента раньше не знали. Зато хорошо знали в Среднем Поволжье. В одном из курганов Самарской области нашли набор птичьих костей разной длины. Нетрудно было догадаться, что это остатки древнейшей свирели. Время находки рубеж третьего и второго тысячелетий до нашей эры. Много веков спустя этот инструмент добрался до греков, которые и окрестили его «флейтой Пана», пастушьего бога. Так наш земляк, бородатый и в одежде из козьего меха занял место между классических богов Олимпа.
Пройдет совсем немного времени и весь мир от Египта до Индии содрогнется от грохота боевых колесниц ринувшихся на юг из привольных волжских степей. Теперь о жителях нашего края будут рассказывать не только находки археологов, но и исторические хроники поверженных царств.


Сергей Зацаринный
Цикл очерков о досызранской истории нашего края "Вспомни всё"
1 Январь 2008 22:01 /
6993 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.013 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: